Утилизация ПАЗ по государственной программе 2020

Глобус» Советского Союза

Вообще-то ни ПАЗ-672, ни тем более его полноприводный собрат ПАЗ-3201 не были созданы для работы на городских маршрутах. Это «служебки», «дежурки», сельский транспорт. Но в начале 1990-х, на заре коммерческих пассажирских перевозок, с закрывающихся предприятий вытаскивали всё, что могло ехать и возить людей. На городские улицы вышли всевозможные барбухайки и автоклубы с кустарно установленными сидениями. На этом фоне «ПАЗики» были настоящими лайнерами.

Те, кто пользовался общественным транспортом в 1990-2000-х, непременно вспомнят эти автобусы с дружелюбно лупоглазой мордочкой, за округлые формы прозванные «глобусами». Не исключено, что в памяти появится автобус рыжего цвета — такого же, как у «Икарусов». Этот колор не был для них исконным, однако
в автохозяйства так хорошо поставлялась краска для венгерских автобусов, что в кирпичный — приятный — цвет стали красить всё подряд.

Первый автобус ретро-клуба

И ПАЗ-672, и ПАЗ-3201 — сегодня экспонаты красноярского музея «Авто-ретро». И, представляя «глобусы», мы пойдём наперекор истории советского автомобилестроения, и для начала расскажем о полноприводной версии автобуса, хотя он «родился» на пять лет позже 672-го. Зато в красноярском музее он появился заметно раньше.

Даже так: именно с этой машины началась автобусная коллекция.

«ПАЗ-3201 я купил ещё 7 лет назад. В это время я начал увлекаться ретро-техникой, уже сделал ГАЗ-67 и «Колхиду». Но по роду деятельности всегда интересовался автобусами, поэтому, когда появилась возможность купить и отреставрировать «ПАЗик», я взялся за это дело. Машину мы восстанавливали в автобусном парке — ретро-мастерской ещё не было», — рассказывает директор музея «Авто-ретро» Александр Кнапнугель, в прошлом — владелец пассажирского автопредприятия в Красноярске.

«ПАЗик» забирали на одной из автобаз Красноярска. Он много лет простоял на заброшенной автобазе — так долго, что территория заросла деревьями. Коллекционеру потребовался целый день, чтобы вырубить свой экспонат. Автобус был комплектным, однако состояние оставляло желать лучшего. Восстановительные работы оказались весьма объёмными. Заменили обшивку кузова, перешили сиденья, привели в порядок агрегаты.

Массовая редкость

Чуть позже, когда коллекция музея серьёзно расширилась, реставраторы задумались о том, чтобы заполучить ещё и ПАЗ-672. Это ведь веха в истории пассажирских перевозок, а Александр Эдуардович вообще мечтает собрать все автобусы, которые когда-либо работали в Красноярске. В теории, задачка была несложной: всё-таки, за 20 лет Павловский завод выпустил больше 350 000 экземпляров — против всего 14 000 ПАЗ-3201. Но — парадокс: полноприводные «ПАЗики» оказались более доступными, 672-й же пришлось поискать.

«Всё-таки, ПАЗ-672 создавали не для работы в городском режиме.
И за несколько лет, которые эти автобусы отходили на маршрутах, их просто «уездили». Ещё в середине 2000-х несколько штук в Красноярске возили пассажиров, потом, лет 5-7 назад, их ещё можно было встретить в качестве «дежурок» на предприятиях, а теперь всё — пропали. Может быть, сохранились где-то в сельской местности, но такие факты нам неизвестны. Зато друг нашего клуба присылал фотографии из Армении, где он гостил у родственников: здесь ПАЗ-672 ещё на ходу в качестве рейсовых автобусов», — рассказывает сотрудник музея «Авто-ретро» Павел Мезин.

Но не из Армении же, право слово, вести экспонат для красноярского музея…

Реставраторы нашли один экземпляр в Красноярке, однако состояние его было настолько плохим, что восстанавливать там было решительно нечего — его сохранили как «донора». Не находя автобуса необходимой сохранности, музейные работники уже было решились на хитрость.

«На одном из предприятий Красноярска мы нашли ещё один ПАЗ-3201. Нам согласились его уступить за вполне приемлемую сумму.

И мы уже решили забрать его и преобразовать в 672. Это не очень сложно: пришлось бы врезать заднюю дверь, взяв её с «донора», поставить вперёд неведущую балку и переместить задний мост: у 3201 он стоит под рессорами, а у 672 — над. А кузов у автобусов абсолютно одинаковый», — описывает возможный процесс создания реплики Александр Кнапнугель.

Читайте также:  Расстояние Екатеринбург - Тобольск 569 км

Однако раскручивать автоисторию в обратном направлении и собственноручно заниматься сборкой 672-го реставраторам не пришлось — оригинальный автобус всё-таки нашли. Правда, не в Красноярске — в Усть-Илимске Иркутской области. Но для коллекционеров 1000 километров — не крюк.

«Цена была достаточно скромной, на фотографиях автобус выглядел хорошо, к тому же, с «живыми» документами. С собой взяли инструменты, которые могли бы пригодиться, а ещё купили запасные колёса — и поехали. Автобус пришёл своим ходом и даже без особых приключений, если не считать двух лопнувших колёс, которые пришлось заменить», — комментирует Павел Мезин.

Задняя дверь у автобуса была заварена предыдущими хозяевами — стало быть, всё-таки придётся привлекать «донора». К тому, автобус явно битый: металл мятый и не очень хорошо выправленный.

И всё же коллекционеры говорят, что им повезло: машина комплектная, кузов не гнилой, поэтому реставрация — когда до неё дойдёт — будет посильной. Да и сегодня автобус выглядит вполне сносно.

Почти что грузовик

Ну а теперь несколько слов о конструкции «ПАЗиков». 672-й начали разрабатывать в 1957-м, на год раньше, чем из ворот Павловского завода выехал первый экземпляр машины-предшественника — ПАЗ-652.

Очень нужен был Союзу автобус малой вместимости для, скажем, передвижных госпиталей, станций забора крови. Или вот детишек в черноморские лагеря — на чём прикажете везти? На грузовике что ли? А на грузовике и возили, потому как ехать предстояло по сложным дорогам.

Для ПАЗ-652 использовали агрегаты грузовой машины — ГАЗ-51. Это был уже не ПАЗ-651, где использовали целиком шасси и даже облицовку и оперение грузовика: 652-й больше похож на привычные нам автобусы — вагонная компоновка и рама, интегрированная в кузов. Таких машин выпустили всего чуть больше 60 000 штук, после чего их сменили 672-е, которые разрабатывали целых 10 лет — роды неприлично затянулись. 652-х же сегодня сохранилось буквально пару штук.

Новому автобусу тоже достались «грузовые» агрегаты — от более современного ГАЗ-53. Из-за него-то, в основном, конструкторы и мариновали идею так долго: ГАЗ-53 тогда как раз только внедряли в производство. Для автобуса использовали газовскую несинхронизированную коробку передач, двигатель того же происхождения — V-образная «восьмёрка». Тормозная система получила раздельный привод на передний и задний мосты — это уже в процессе разработок и доработок.

В тот же период — в 1966 году — началась разработка полноприводной версии автобуса — ПАЗ-3201. Как в старой шутке: изобрести вездеход в России проще, чем отремонтировать дороги. Что ж поделать: действительно проще. Для перевозки людей в сельской местности нужен был проходимый автобус.

«ПАЗ-3201 не является вездеходом в полном смысле этого слова. Обычно конструкция шасси повышенной проходимости подразумевает односкатные задние колёса, чтобы они следовали по колее передних и не натаптывали новую. Кроме того, у вездехода должна быть «зубастая» резина. А у нашего «ПАЗика» стоят обычные дорожные шины и двойные скаты сзади — как на обычном городском автобусе.

Но передняя ось у него ведущая, да и клиренс побольше», — объясняет Павел Мезин.

Автобусы повышенной проходимости тоже разрабатывали неспешно — в течение 6 лет. Опытные образцы тестировали в реальных условиях – на наших дорогах во время осенней и весенней распутицы.

В процессе возникла проблема — повышенный расход топлива. Решили её по-советски: поставили дополнительный бак, изменений конструкции не последовало. Первый серийный автобус сошёл с конвейера в 1972 году.

Внешние отличия ПАЗ-672 от его полноприводной модификации — размер дорожного просвета и, конечно же, двери. И там, и там они пневматические, ширмовые, причём интересно, что привод работает не от сжатого воздуха, как обычно, а от вакуума, создаваемого двигателем.

Но у полноприводного «ПАЗика» дверь всего одна — спереди: для сельских перевозок достаточно.

У 672-го же — двери две, что выгодно отличает его даже от «преемника» — ПАЗ-3205. Для городского маршрутного автобуса только такая конструкция удобна и безопасна, поэтому-то павловские «вездеходы» в этом качестве и не прижились.

Сзади у обоих автобусов — почти квадратный люк, прозванный в народе ритуальным. Дело в том, что все произведённые в СССР автобусы должны были иметь возможность переоборудования в санитарные — а вдруг война? Как только не изощрялись конструкторы, продумывая технологию погрузки носилок в салон! У ЛАЗа люк вообще сделан спереди и открывается вместе с правой фарой. Ну а с «ПАЗиками» всё привычнее — раненных бойцов предполагалось заносить «с тыла». Только помимо носилок в этот люк отлично проходил гроб, поэтому автобусы нередко использовались как катафалки — оттуда и такое мрачное прозвище этого конструктивного решения.

Читайте также:  АКПП 6t40 ремонт акпп 6t40, прокладка гидроблока и мануал 6т30

Эх, прокачу!

Ну что ж, заглянем внутрь. Честно говоря, описывать особо нечего — минимализм чистой воды. В 672-м 23 сидячих места, в 3201 — чуть больше. Классическая сетка прочных поручней — чтобы при тряске на бездорожье всем удалось остаться на местах. Двери узкие — на одного пассажира, ступеньки крутые.

В час-пик в 1990-х в салон набивались человек шестьдесят. Эх, и неудобно же им было ехать: поскольку конструкция не рассчитана на транспортировку стоячих пассажиров, автобус очень низкий — это требование диктует грузовое шасси. Так что человеку высокому здесь приходилось группироваться и ехать в позе шахматного коня.

Ещё в глаза сразу бросаются прозрачные боковые скаты крыши с окошками. Надо полагать, это сделано для улучшения освещённости, да и с дизайнерской точки зрения решение интересное. Что касается систем проветривания, тут конструкторы расстарались. Отличные большие окна, сдвижные во всю высоту. Несколько небольших люков в крыше – даже больше, чем у современных моделей. Так что летом было прохладно. Ну а зимой — тепло: обогрев идёт от основного радиатора двигателя.

Правда, пассажиры наверняка помнят, как «весело» было ехать в «ПАЗике». По уровню комфорта — примерно телега: подвеска-то грузовая. Если автобус набить битком, идёт он, конечно, помягче, но в запланированном варианте — зубодробиловка. Ну и «музыкальное сопровождение»: в движении автобус и хрустел, и гудел, так что сразу было слышно, что машина работает.

Но не будем забывать, что мы — жители современных городов, привыкшие к другому уровню комфорта, судим из другого времени и ездим по совсем другим дорогам. «ПАЗики» же предполагалось гонять по городам и весям Советского Союза. Конечно, машина постарела — наши музейные автобусы сегодня уже вышли на пенсию. На заслуженную, заметьте, пенсию, потому как отходили их собратья даже больший срок, чем предполагали их создатели.

Текст: Анна Кучумова
Фото: Игорь Андреев, Александр Кротов, Алексей Бушуев, архив «Авто-ретро»

Автобус паз старый

© ГАУ СК «Ставропольское телевидение»

  • Все новости
  • Новости СКФО
  • Власти
  • Безопасность
  • Здоровье
  • ЖКХ
  • Комфортная городская среда
  • Общество
  • Политика
  • Экономика
  • Криминал
  • Происшествия
  • Cельское хозяйство
  • Транспорт
  • Культура
  • Афиша
  • Спорт
  • Погода
  • Власти
  • Безопасность
  • Здоровье
  • ЖКХ
  • Комфортная городская среда
  • Общество
  • Политика
  • Экономика
  • Криминал
  • Происшествия
  • Cельское хозяйство
  • Транспорт
  • Культура
  • Афиша
  • Спорт
  • Погода
  • Главная
  • Новости
  • Ставропольские пожарные потушили старый ПАЗ и новую баню

Ставропольские пожарные потушили старый ПАЗ и новую баню

Андрей Шворнев

15 апреля, 19:22

Оба возгорания произошли ночью и утром 14 апреля 2020 года.

Сотрудники противопожарной и аварийно-спасательной службы Ставропольского края в ночь на 14 апреля 2020 года тушили старый ПАЗ и новую баню.

Как рассказали в ПАСС СК, около 6:00 мск в Солнечнодольске водитель «ПАЗа» собрался выезжать в рейс. Однако при попытке завести автобус произошло неожиданное — загорелся моторный отсек.

«Поскольку наша часть находится в полутора километрах от места происшествия, мы прибыли в частный сектор уже через 6 минут», – поделился подробностями начальник ПЧ №159 ПАСС СК Солнечнодольска Константин Колосов.

Пожарные справились с огнём за считанные минуты. В автобусе полностью выгорел моторный отсек и частично салон, но при надлежащем ремонте он подлежит восстановлению, считают в ПАСС СК.

Также пожарным пришлось тушить баню в Шпаковском районе. Сооружение было построено недавно и находилось на улице вдоль старой дороги из Ставрополя в Татарку.

«Вечером хозяин впервые решил протопить свою новую баню. Сруб был деревянный, поэтому заполыхал сразу и сильно», – рассказал пожарный казачьей ПЧ №123 ПАСС СК станицы Темнолесской Андрей Бродников.

По словам пассовца, первыми на тушение прибыли сотрудники пожарно-спасательной части №14 ФПС СК. Сотрудники ПАСС добирались из другого населённого пункта и оперативно подключились к тушению.

После пожара у новой парилки сохранились лишь стены и металлическая кровля, уточнили в Службе.

  • 2020
  • загорелась баня
  • загорелся ПАЗ
  • Изобильненский городской округ
  • Новости
  • общество
  • ПАСС СК
  • пожар
  • пожарные
  • Происшествия
  • Ставропольский край
  • тушение ПАЗа
  • чп
  • Шпаковский район

Читайте также

Девочка попала под колёса автомобиля на «зебре» в Ставрополе

Аграрии Ставрополья уже собрали почти 52 тысячи тонн картофеля

Известный спортивный журналист поговорил с машуковцами о футболе

Детсад на 150 мест почти достроили в посёлке Капельница

Машуковцы пообщались с ответсеком «Поискового движения России»

В программу развития села в 2021 году отобрали 5 территорий Ставрополья

Хроника текущих событий

Архив программ

Смотрите нас везде

Читайте нас везде

Новости

  • Власти
  • Общество
  • Безопасность
  • Здоровье
  • ЖКХ
  • Комфортная городская среда
  • Политика
  • Экономика
  • Криминал
  • Происшествия
Читайте также:  Почему высвечивается ошибка зарядки

Программы

  • Утро на Своём
  • За здоровье
  • Прямой эфир
  • Время дела
  • Ставрополье сегодня
  • Выводы следствия
  • Дзержинского 102
  • Парламентский вестник
  • Поехали на курорт
  • Око государево
  • Человек на своём месте

Автономное учреждение

  • Выборы 2020
  • Выборы 2019
  • Официальные документы
  • Документация
  • ОГРН
  • Защита персональных данных
  • Охрана труда
  • ПУБЛИЧНЫЙ ДОГОВОР (ОФЕРТА) О СПОНСОРСКОЙ ПОДДЕРЖКЕ

Своё ТВ

  • Телекомпания
  • Контакты
  • Зона вещания
  • Программа передач

Все материалы сайта являются объектами авторского права. Цитирование материалов сайта допускается только при условии установки активной гиперссылки на оригинальный материал. Копирование, распространение, иное использование опубликованных на сайте видеоматериалов без предварительного согласия правообладателя не допускается. Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции. Позиция редакции может быть озвучена только главным редактором или лицом, которое главный редактор специально уполномочил. Не каждая позиция главного редактора является официальной позицией редакции. О позиции редакции главный редактор объявляет особо.

2020 © Государственное автономное учреждение Ставропольского края «Ставропольское телевидение»
Сетевое издание: «Ставкрайинфо»
Свидетельство СМИ: выписка из реестра зарегистрированных СМИ серия ЭЛ № ФС 77 – 77204 выдано 20.11.2019 Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель средства массовой информации: государственное автономное учреждение Ставропольского края «Ставропольское телевидение»
Главный редактор СМИ Сетевое издание: «Ставкрайинфо»: Облогина О.А.
Адрес электронной почты, номер телефона редакции: dd@stv24.tv +7(8652)333-020
Продукция СМИ предназначена для лиц старше 18 лет.
Телеканал: «СвоёТВ. Ставропольский край»
Свидетельство СМИ: выписка из реестра зарегистрированных СМИ серия ЭЛ № ФС 77 – 73170 выдано 02.07.2018 Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель средства массовой информации: государственное автономное учреждение Ставропольского края «Ставропольское телевидение»
Главный редактор СМИ Телеканал: «СвоёТВ. Ставропольский край»: Москаленко В.И.
Адрес электронной почты, номер телефона редакции: info@stv24.tv +7(8652)333-020

Последние Старый Оскол новости сегодня

Последние новости сегодня в Старом Осколе и Белгородской области — свежие новости часа

Обсуждаем новости

  • Ну что делать? Времена, когда нами руководили…
  • Взрывов было вполне достаточно, и предупреждают…
  • Не думаю что этот праздник может нанести какой то…
  • Теперь уже и не жалко. Сезон закончился. Даже…
  • От слабости и быстрой утомляемости средства всем…

Главные новости

Новости дня

Август 2020

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31

В Белгороде автобус ПАЗ сбил пешеходов

Сегодня вечером на телефон Единой дежурно-диспетчерской службы поступило сообщение о дорожно-транспортном происшествии в Белгороде на улице Щорса. Произошел наезд автобуса ПАЗ на пешеходов. Имеются пострадавшие.

На место происшествия были направлены поисково-спасательный отряд Белгорода, сотрудники ГИБДД, бригада скорой медицинской помощи. Всего привлекалась группировка сил и средств в составе 9 человек и 3 единицы техники, в том числе от МЧС — 3 человека и 1 единица техники, сообщает пресс-служба Главного управления МЧС России по Белгородской области.

  • В Белгородском районе водитель иномарки сбил велосипедиста
  • В Белгороде автомобиль столкнулся с автобусом
  • На Вокзальной улице в Белгороде иномарка наехала на пешехода

Добавить комментарий Отменить ответ

Главные новостные события города Старый Оскол и региона, последние новости из области общественной жизни, политики, экономики, культуры и спорта сегодня и за последний час в Старом Осколе. Агрегация ленты свежих новостей с информ агентств и СМИ онлайн за день, час, месяц, год — Старый Оскол. Последние новости России сегодня в Старом Осколе и Белгородской области, а так же другим городам, областям, регионам плюс важные новости района и края 2020. Бизнес новости, новости происшествия, новости события — все Старый Оскол новости в одном месте, вам больше не понадобятся другие сайты новостей, что бы узнать первым наиболее важные главные и срочные новости города Старого Оскола. Сейчас и 24 часа в сутки самые свежие новости и главные события на новостном сайте Старого Оскола в интернете вы будете узнавать первыми о последних новостях дня.

Ссылка на основную публикацию
Устройство необслуживаемого аккумулятора автомобиля
Восстановление и обслуживание аккумулятора автомобиля своими руками в домашних условиях (видео) Современные машины комплектуются достаточно надежными АКБ со значительными сроками...
Установка стеклоподъемников Весты, заедает кнопка ��
Стеклоподъемник медленно поднимает стекло — что делать Есть решение! ВАЗ РЕМОНТ Всем привет! Дорогие друзья, все вы в курсе того,...
Установка турбины на атмосферный двигатель — зачем она нужна и как проходит
Как установить турбонаддув своими руками – процесс в деталях Видео TuningKod Один из способов улучшения скоростных и динамических характеристик автомобиля...
Устройство ограничения напряжения холостого хода сварочного трансформатора; схемопедия
Сварочный трансформатор устройство, принцип работы аппарата Сварочный трансформатор – одно из самых надежных и простых сварочных устройств. В статье расскажем...
Adblock detector