Уральский следопыт Уральский следопыт

Хозяйка Медной горы кто она; Наш Урал

В Екатеринбурге пару лет назад образовался новый тренд — обновление интереса к «Сказам» П. Бажова. Тренд легко объяснимый и понятный. В результате в общественном пространстве время от времени возникают дискуссии, связанные с творчеством П. Бажова. Одна из этих дискуссий нам показалась интересной и мы, с позволения автора, предоставляем ее Вашему вниманию. Итак, кто же она такая — Хозяйка Медной горы?

«КАМЕННАЯ ДЕВКА» ИЛИ ХОДЯЧИЙ ТРУПАК?!

Вот вопрос, который мучает меня последнюю неделю.
Держит меня эта тема, не отпускает.
Продолжая своё изучение бажовского наследия и его влияния на Уральскую матрицу, я снова задумалась о характере Хозяйки Медной горы.
Считается, что практически все на Урале читали эти сказы. Да и не только на Урале. Книги в советское время выходили миллионными тиражами.
Наверняка и вы читали. Или хоть фильм смотрели.
Ну и какие у вас впечатления от Хозяйки?
Что она из себя представляет?
Добрая она волшебница или злая? Больше помощи от нее или вреда?
Почему никакой радости от общения с ней не было?
И, ладно бы, она наказывала только приказчиков и соглядатаев. Но, как пишет о ней П.Бажов: «Вот она, значит, какая, Медной горы Хозяйка! Худому с ней встретиться — горе, и доброму радости мало.»
Вот и задумалась я: почему радости мало?
Вроде ведь помогает?
Или только так кажется?
В своем докладе в ГЦСИ я говорила о ней как об ипостаси Великой Матери и о сходстве ее образа с образом богини Хатхор- Владычицы бирюзы из Древнеегипетской мифологии.
Но она так же представляет из себя и духа местности. Гений места — так называли их древние римляне. В их власти была какая -то территория и атмосфера, которая там складывалась.
ВИКИ пишет: ДУХ-ХОЗЯИН (и аналогичные ему: господин, владыка; или дух локуса, дух места, дух-покровитель места, гений места) — общеупотребительный термин первобытных религий, а также и современного фольклора, перешедший в качестве синонима божества во все высшие религии.
Дух- хозяин сперва выступал в облике тотемного животного. После мог быть и в зверином облике и в человечьем. Не брезговал, и в змеином теле на камушках погреться. Так даже и лучше было. Оттуда уже и на кадуцей попал и символом Асклепия обернулся.
В нашем случае это Хозяйка. Женское божество или женская сущность. Ее власть на подчиненной территории почти безгранична. Только вот к людям отношение странное.
Согласно мифологии Дух — хозяин также связан с культом предков. Считается, что именно духи умерших предков помогают ныне живущим.
Так мы выходим на идею, что Дух местности — может быть духом умершего человека. Причем умершего, скорее всего, насильственной смертью. Иначе, для чего бы он в этом месте задержался.
Помните: ведь приведения в старинных зАмках и домах — чаще духи людей, умерших не по своей воле.


Так не предположить ли, что Хозяйка Медной горы тоже является духом умерщвленной в этих местах женщины. Причем, смерть ее, скорее всего, была жестокой. В этих диких урочищах и болотах сгинуть от злых людей не представляло труда. Особенно молодой красивой женщине.
Так и превратилась она в Хозяйку территории, на которой кровь пролила — будущего Гумёшевского рудника и окрестностей.
Отсюда такая нелюбовь к мужчинам, и желание их жестоко наказать. Одного приказчика в камень превратила, так что одни подошвы остались, другого на раскаленную болванку посадили, кто-то ума лишился.
Жестокую смерть принимали.
Только и мастеровым не сладко приходилось. Кто ее наказы выполнял — получал желаемое. Только части души лишался. Радость и веселье их навеки покидало.
Как сказали бы сейчас — впадали в жестокую депрессию. Так что и жить не хотелось.
Вот такая наша Медной горы хозяйка!
А мы ее образ в качестве бабы на чайнике используем. С хлебом — солью гостей встречать заставляем.
Соленым от слез может быть тот хлеб. Да со вкусом кладбищенской земли.
Вот какие мысли от чтения Бажовских сказов рождаются.
Пожалуй, теперь осторожнее на экскурсии буду ездить. Не дай бог Хозяйку встретить. Хоть и была она к девушкам добрее.
Не подскажете, как определить радиус влияния неуспокоенной души?
А вы чего интересного в Бажовских сказах вычитали? Делитесь мыслями.

Надежда Власова
Фото из постов Надежды Власовой, иллюстрации Виталий Волович Художник Виталий Михайлович Волович

Вот несколько комментариев к этому замечательному тексту:

Юлия Олещенко: С удовольствием читала сказы Бажова, не адаптированные для детей. По моему там больше об истории края, о том, как люди общались с природой, наделяя ее душой. Природа бывает добра и жестока как и сам человек. Если нанести ей вред, она ответит тем же. Для меня Хозяйка Медной Горы- это уральская Природа, ее душа. А то, что она не сентиментальна, так и ее имели и не сильно щадили. Как, впрочем, и сейчас.
Ps. Если мастер к камню или дереву с душой подходил, Хозяйка ему свои секреты открывала. А потребителей и разрушителей наказывала. По моему, вполне справедливо.

Мария Розенсон: Первая ассоциация — Хозяйка Медной горы — уральская Снежная Королева. От обеих веет холодом, обе «питаются» теплом молодых людей.

Julia Oborina: Не вижу там человеческого мертвеца. У Хозяйки Медной Горы есть некая этика, пусть людям странная и непонятная, в отличие от мертвяка, она мстит не всем людям без разбора, а только за конкретные дела, к насилию над женщиной, кстати, не имеющие отношения, там все больше про жадность, коррупцию, превышение власти.
Мне более родственным хозяйке кажется, как ни странно, образ дальневосточных драконов, хранителей сокровищ, но без земетрясений и извержений, что логично в местности, где этого нет или мало. То есть, мне кажется, это материнская сущность, существовавшая в местности до прихода людей, и антропоморфность которой вторична, приобретенная как раз для облегчения коммуникации с людьми. Драконы, превращавшиеся порой в прекрасных юношей, время от времени требовали себе невест, прекраснейших из девушек, обладавших лучшими из женских качеств. У хозяйки получается другое — к ней уходят по местным представлениям лучшие из молодых мужчин. Но вот именно что природа настолько иная, не прошедшая сама через человеческое, только надевающая личину, что невозможно полностью мирное полюбовное сосуществование. Если уж говорить о том, что это может быть наследие живших здесь ранее народов, то я скорее склоняюсь к тому, что это женское божество одного из них, не земная умерщвленная девушка. Черные глаза и черная, словно приклеенная, коса наводит на такие размышления, да, не славянка, но не жертва, а богиня, не вижу я там человеческой злости, но ей явно все, чем герои сказов занимаются, малопонятно, то есть, ей был понятен какой-то другой уклад. Только искусство работы с металлом и камнем ей понятно, а вот агрессивное поведение начальства пришельцев явно как красная тряпка. Тут уж надо к фольклористам и этнографам копать, кто тут был до прихода русских и какая у них была мифология.
Екатерина Ульянова: Прям зацепило ведь, полезла Википедию читать. Там вот интересная версия происхождения Хозяйки Медной горы есть: Существует также гипотеза, что это преломлённый народным сознанием образ богини Венеры, знаком которой на протяжении нескольких десятков лет в XVIII веке клеймилась полевская медь.

Читайте также:  Шпаклевка автомобиля своими руками как сделать правильно

Железным караваном на Медную гору

«Патриоты едут в сказку» — совместный проект «Радио Автодор» и марки УАЗ, который адресован всем, кому интересно: как начинаются сказки? Но в этот раз «Патриот» отправился не в сказку, а в сказы. Нас ждут герои Павла Бажова, Дмитрия Мамина-Сибиряка, Аркадия Гайдара, Алексея Иванова и еще множество интересных персонажей. Добро пожаловать на сказочный Урал!

Игорь Моржаретто, Антон Чуйкин

Павел Бажов родился в городке Сысерть в 1879 году в доме № 16 по улице Володарского. Конечно, тогда она называлась по-другому – Шиповка. В какой-то степени это относилось к отцу будущего писателя – он был замечательный заводской мастер, но отличался неуживчивым характером. Из-за этого семья немало кочевала по железоделательным заводам Урала, однако не бедствовала: в Сысерти у них был свой дом с подворьем, гостевым флигелем и хозяйственными пристройками. Сейчас здесь — дом-музей.

После революции здесь поменяли названия практически всех улиц, и на карте появились новые, отнюдь не сказочные персонажи: Ленин, Маркс, Орджоникидзе, Карл Либкнехт… Они никогда не были в Сысерти, а от того, что Грязевскую переименовали в Розы Люксембург – чище она (улица, а не Роза) не стала.

Бажов и… автомобиль? Почему бы и нет, говорит нам эта выцветшая фотография с подписью «В окрестностях Свердловска с Демьяном Бедным, приехавшим на трехлетие «Крестьянской газеты», 1926 год». Знатоки говорят, что машины похожи на «Мерседес» и NAG. До сказов оставалось еще больше 10 лет, а тогда Бажов был журналистом, писал очерки о крестьянской жизни и светлом будущем деревни. Тоже, между прочим, разновидность сказок.

Природный парк «Бажовские места» — удивительное (и очень популярное!) место отдыха совсем рядом с Сысертью. Только машину придется оставить у ворот, чтобы пешком отправиться в путешествие по «Бажовской тропе», где ждут встречи с Золотым полозом и другими героями уральских сказов, где можно изучить старинную технологию добычи рассыпного золота, понаблюдать, как бобры (живые, не сказочные!) строят плотину…

А потом дойти до Талькова камня, который на самом деле – рукотворное озеро, возникшее на месте старого карьера. Когда-то тут добывали одноименный минерал, он же Mg3Si4O10(OH)2. Запомните, может пригодиться. По преданию, последний владелец Сысертского завода 100 лет назад спрятал где-то здесь свои сокровища. Их так и не нашли, а необыкновенное озеро на вершине холма стало любимым местом отдыха местных жителей.

Бредешь себе по тропинке по природному парку – и натыкаешься то и дело на сказочных персонажей. Дед Мазай с зайцами вроде бы прямого отношения к Уралу и творчеству Бажова не имеют, но, согласитесь, выглядят они вполне к месту.

В Полевском (это примерно 60 км на юго-запад от Екатеринбурга) несколько лет проработал Бажов-старший. Здесь же рос, учился, взрослел его единственный сын; здесь он впервые услышал местные предания. В будущем они станут основой его знаменитых сказов. В общем, Полевской – настоящая родина героев Бажова. Там мы неожиданно попали на главный для уральцев (и не только) профессиональный праздник – День металлурга. По этому случаю был открыт свободный доступ к старинной домне Северского железоделательного завода. Между прочим, музей промышленного предприятия может быть очень интересным, и в праздник там было множество народу.

Сказочной красоты чугунная (. ) часовня была собрана к 900-летию крещения Руси. Появилась в XIX веке, не пережила век ХХ, была восстановлена в начале XXI-го.

Читайте также:  Неисправности карбюратора Солекс 21083 и их устранение

Урал в районе Полевского – вовсе и не горы, как на севере области, а высокие, поросшие лесом холмы. Тем не менее встречаются и отдельные скалы. Самая высокая – 588 м – гора Азов, где проживала одна из самых известных героинь сказов Бажова – девка Азовка. До сих пор иногда глухими ночами кто-то зажигает огни на вершине; говорят, это Азовка то ли туристов призывает, то ли коллегу свою – девку Синюшку…

Раньше кругом простирался дремучий лес, и как описывает в сказах Бажов «места были глухие, тайга, кругом топи, ни дорог, ни тропинок. Отыщет старатель богатую жилку, заприметит местность, «знаки» какие надо оставит. Назавтра пришел — на примет, ни знаков. Будто все в колодец провалилось. Так и звали эти богатые, но заколдованные места — Синюшкин колодец». Сейчас тот колодец есть, и тропа к нему проложена необычная, мраморная. Вода в колодце вку-у-у-у-усная, местные за ней издалека приезжают.

От Азовки и Синюшки мы, естественно, отправились к хозяйке Медной горы. На самом деле гора – это Гумёшевский рудник (с ударением во втором слове на «у»), где с начала XVIII века добывали не только медную руду, но и знаменитый малахит. Бажов вспоминал: «Все-таки больше всего меня обманула Медная гора. Подъезжая к Полевскому заводу, я первым делом искал глазами эту Медную гору, которую так ясно представлял. Кругом завода было много обычных для Урала, покрытых хвойным лесом гор, но Медной горы не было… Когда же через несколько дней увидел Гумёшки вблизи, то чуть не расплакался от обиды. Никакой горы тут вовсе не оказалось. Было поле самого унылого вида… какие-то полуобвалившиеся загородки из жердей да остатки тяговых барабанов над обвалившимися шахтами. Возвратившись с Гумёшек, с азартом стал «уличать» отца в обмане, но отец спокойно повторял свое прежнее объяснение:

— Я же говорил, что рудник это. Медную руду добывали. Значит, гора и есть. Всегда руду из горы берут. Только иная гора наружу выходит, а иная в земле».

Мы и этого не увидели: от режимного ныне предприятия нас вежливо попросили удалиться. Как там у классика – чуть не расплакались от обиды… На самом деле, чем бояться людей с фотоаппаратом, лучше бы сделали свой музей, благо, прекрасный пример с домной – под боком.

Прощаться с Полевским мы поднялись на Думную гору. Тут больше века назад сторож Хмелинин рассказывал Паше Бажову местные легенды, приговаривая: «Слышь-ка…» Так он и сам стал легендой : дедом Слышко. А место и вправду замечательное – отсюда весь Полевской можно увидеть, с заводами, прудами, плотинами, поселками.

Литературный Урал – это, конечно же, не только великий сказочник Бажов; не меньше славен он и другими именами – вспомните хотя бы Мамина-Сибиряка или нашего современника Алексея Иванова. Да-да, того самого, чей «Географ глобус пропил», но главные его произведения посвящены истории родного края. И, возможно, лучшая книга – «Золото бунта», события которой разворачиваются здесь, на реке Чусовой. «Пятьдесят горных заводов висели на Чусовой и ее притоках, как огромные чугунные яблоки в ветвях каменной яблони. За каждый сплав они спускали три-четыре сотни судов…

На Чусовой мелькнули сине-зеленые флаги полевского каравана, булькнула пушечка. Первая барка каменского пруда вошла рылом в прорез плотины. Бурлаки вздернули потеси, и барка показалась Осташе курицей, что испуганно встопорщила крылья. Ее корма вдруг начала с шумом подниматься из воды. Задрав огромный зад, барка неумолимо уходила в проем, словно вываливалась с пруда на Чусовую. …Приказчик не догадался срубить перильца вдоль канала, и они ввели народ в заблуждение. Люди, толпившиеся на плотине, заорали и запоздало кинулись прочь от прореза. Поднятые потеси барки с треском снесли перильца и сгребли нескольких мужиков и баб, не успевших отскочить в сторону. Толпа на плотине взорвалась воплями. Расхристанный приказчик, матерясь, подлетел к толпе и принялся отталкивать народ еще дальше…»

Ах, какой язык! Ну, как можно было не заехать полюбоваться Чусовой? Здесь она спокойная, заводские пруды позади, скалы-бойцы впереди, барки в далеком прошлом… А наш «Патриот» здесь и сейчас, на самой Чусовой. Поднимай потеси, поехали дальше!

Нам пора в столицу. Столицу Свердловской области – Екатеринбург. Сказочные сочетания, грустные, смешные и удивительные, встречаются здесь на каждом шагу. Вот, например, Киса и Ося, которые никогда здесь не были, стоят на улице Белинского. А из старого фасада 61-го дома торчит осколком стеклянной стены современный билдинг, прости господи. Ох, комбинаторы великие!

Чуть дальше покой неистового Виссариона нарушает первый в мире памятник Человеку-невидимке. Чем не сказочный персонаж, необычность и ирреальность которого только усугубляет тот факт, что единственные материальные его следы оставлены ногой 41 (правая) и 43 (левая) размера! Стоит ли удивляться, что следы остались не где-нибудь, а у дома 15: очевидно, невидимка направлялся в областную научную (!) библиотеку…

Белинский нелогично перетекает в Карла Либкнехта, проходя мимо музея Высоцкого (помните его «сказочный» цикл?), но нам дальше, в самый центр города, где на улице Пушкина, бывшей Соборной, жил с семьей в собственном доме Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк. Неподалеку и дом его жены, но мы не будем погружаться в непростые семейные дела, а вспомним замечательные «Аленушкины сказки», которые писатель посвятил своей дочурке, и, пожалуй, самое известное его детское произведение – «Серую шейку». Написал он его в Санкт-Петербурге, но задумал, хочется верить, здесь.

Читайте также:  Коробка передач на фурах сколько скоростей у грузовика, как переключать

Кабинет Мамина-Сибиряка удивляет скромностью, как и сам дом, даром что куплен на гонорар от «Приваловских миллионов» (если серьезно – за 2400 рублей). Обратите внимание на картину на стене – только что мы с вами (и с «Патриотом»!) были на этой уникальной реке, вдохновившей и вдохновляющей многих творцов своей красотой, нравом, своеволием… «Когда мне делается грустно, я уношусь мыслью в родные зеленые горы, мне начинает казаться, что и небо там выше и яснее, и люди такие добрые, и сам я делаюсь лучше,» — писал Мамин-Сибиряк в книге «Из далекого прошлого».

Совершенно неожиданно на набережной разлившейся в городской пруд реки Исеть мы встретили… Колобка. Современные дети наверняка поправят: «Это Пикачу!» Ради бога, пусть каждый видит здесь свою сказку.

Кстати, раз уж сказка привела нас в Екатеринбург, давайте оглядимся и поймем, что центр города – не обязательно торговая улица, древняя крепость или площадь. Как и положено городу, который начинался с железоделательного завода, Екатеринбург своей центральной точкой числит плотину, реку и пруд. Прежде вода давала энергию, а теперь – красоту, прохладу, отдых.

Честно говоря, к Ельцин-центру мы пошли уже вне рамок «сказочной» программы. И тут нас ждало еще одно интересное совпадение-сочетание, на которые так богат оказался Урал. Вернемся к Бажову и вспомним, что он был главой большой семьи, дав жизнь семерым детям и многим внукам, один из которых – Егор Гайдар — стал сподвижником первого российского президента. Мы это вспомнили не просто так, а потому что обнаружили в тени Ельцин-центра скромный, убранный на время реконструкции в леса деревянный домик с табличкой: «дом Аркадия Гайдара». Автор «Чука и Гека», «Голубой чашки», «Мальчиша-Кибальчиша», жил здесь в 1927 году, начинал писать автобиографическую «Школу». Два деда-писателя и внук-премьер… Реальная жизнь иногда петляет затейливее любой сказки!

Литературный и сказочный Урал, конечно, не вмещается в одно путешествие. Но если решите повторить наш небольшой пробег – милости просим. Не забудьте этот путеводитель, карту, перечтите сказы и сказки, вспомните, кто такие Данила-мастер, Козявочка, Осташа и конечно, выберите надежное транспортное средство, чтобы и по горам, и по мостам, и по рекам. Например, такое, как у нас. «Патриот» в любую сказку отвезет!

Открытие Гумёшевского рудника

«Глава всех уральских рудников», как назвал Гумешевский рудник академик И.И. Лепехин, был открыт рудознатцами – крестьянином Арамильской слободы Сергеем Бабиным и крестьянином Уткинской слободы Козьмой Сулеевым. Обнаружено оно было между двумя реками – Железянкой и Гремихой – по следам древних выработок, которые не углублялись более чем на 30 метров. Поскольку это открытие было сделано там, где на ровном месте столяли два гуменца (плоский холм, голая полянка, в религиозном мире гуменцо – это выбритая часть головы), то и само место назвали Гумешками.

Для осмотра рудника был направлен рудничный мастер Огнев, ему в помощь были даны рабочие и 10 вооруженных драгун для охраны. В том же году думный дьяк А.А. Виниус, отвечавший за строительство заводов на Урале, посетил Гумешевский рудник с целью принятия его на баланс государственной казны. А в 1709 году началась добыча руды, которую доставляли на Уктусский завод. В 1718 году «башкирцы Чубар Балагушев с товарыщи, собрався многолюдством, и на том руднике то все строение выжгли и работных людей согнали».

5 мая 1725 года произошел первый крупный обвал на Гумешевском руднике. Разрушены и затоплены Висимская, Петровская и Екатерининская шахты.

В 1758 году с открытием мощных залежей окисленной меди Гумешевское месторождение стало самым крупным на Урале. В течение XVIII–XIX вв. из 200 шахт и шурфов рудника было добыто около 1,5 млн т сортированной руды, из которой было выплавлено около 17 тыс. тонн меди (1866 год считается годом наивысшего объема добычи руды в дореволюционный период – из руды было выплавлено более 48 тысяч пудов меди)

В 1770 году на Гумешевском руднике была добыта огромная малахитовая глыба, сейчас она хранится в минералогическом музее Санкт-Петербургской горной академии. Руда и минералы, добытые на Гумешках, являются частью минералогических коллекций музеев всего мира.

В 1798 году на Гумешках была установлена первая паровая машина.

В 1870 году из-за большого притока воды в выработке и явной убыточности рудника на Гумешки прибыла комиссия из правления горных предприятий Урала во главе с горным инженером Померанцевым, уже в следующем году рудник был остановлен, шахты затоплены. В 1938 году началась подготовка к восстановлению рудника, в 1939 году составлен проект, началась проходка горных выработок шахты Южной. В 1940 году экспедиция Академии наук СССР во главе с академиком В.Н. Заварницким, побывавшая на Гумешках, высказалась за скорейшее начало разработки рудника. Процесс прервала война: рудник был законсервирован.

Возрождение Гумешек относится к 1950 годам. За короткое время были пройдены стволы шахт, сооружен поверхностный комплекс, пройдены горные выработки, смонтировано и налажено оборудование. Первая медная руда из возрожденного рудника пошла в 1959 году, шахты в советское время достигали глубины 490 метров. Производительность составила 300 тысяч тонн руды в год. Новый Гумешевский рудник проработал 35 лет.

С начала 2000-х годов добычу меди осуществляют подземным выщелачиванием руды.

Ссылка на основную публикацию
Удостоверение МВД как выглядит и как отличить от поддельного, образец
Удостоверение МВД как выглядит и как отличить от поддельного, образец Если гражданина остановил на улице сотрудник полиции, требуя предъявить документы...
УАЗ Хантер — технические характеристики размеры, расход потлива, клиренс
Внедорожник УАЗ-315195 Hunter Хаоактеристики, объем двигателя В ноябре 2003 года с конвейера завода в Ульяновске сошел первый автомобиль с индексом...
УАЗ-3909 технические характеристики, двигатель, устройство, цена, фото, видео
Технические характеристики УАЗа-39094 «Фермер», его описание УАЗ-39094 представляет собой коммерческую технику, предназначенную для транспортировки грузов. Он обладает выдающимися рабочими параметрами,...
Узлы для троса буксировочного
Ликбез 4х4 буксировочный трос для джипа Azov Off Road Буксировочный трос — неотъемлемая составляющая аварийного запаса внедорожника. Как в городе,...
Adblock detector