Транспорт GTA San Andreas — служебные машины GTA RiotPixels

Почему автомобили скорой помощи называют каретами «Как и Почему»

Какие только изменения не претерпела карета скорой помощи на протяжении своей истории! Она была закрытой повозкой на конной тяге, двухъярусным экипажем, велосипедной повозкой, транспортным средством на гусеницах, грузовиком, мотоциклом. Но при этом она продолжала называться каретой. Внешний вид меняется с годами – название остается прежним. Почему так получилось? Попробуем разобраться.

Появление карет скорой помощи в мире

Первая карета скорой помощи в мире появилась 8 декабря 1881 года, в столице Австрии – Вене. Несмотря на то, что в городе было множество оборудованных по последнему слову техники клиник, во время пожара в Венской опере в них не удалось организовать доставку пострадавших. В результате было много пострадавших. После этого, благодаря частной инициативе доктора Яромира Мунди в столице Австро-Венгерской империи и было создано первое в мире добровольное спасательное общество.

Для перевозки пострадавших использовались различные типы гужевого транспорта – повозки, закрытые рессорные экипажи, тарантасы, дилижансы, пролетки, но за всеми ними закрепилось название «карета». Даже современные микроавтобусы, оборудованные электронными и другими средствами оказания медицинской помощи, продолжают называть также.

История карет скорой помощи в Российской империи

До того, как появилась централизованная медицинская помощь, услуги по лечению населения оказывали земские и семейные врачи. Как правило, они были привязаны к определенному месту службы, обмен опытом, скорость отклика на произошедший несчастный случай или болезнь, были на низком уровне. Доставкой пострадавших занимались частные извозчики.

С ростом промышленного производства в конце XIX века, резкому повышением концентрации населения в городах, появилась острая необходимость в организации скорой помощи. Первым городом российской империи, где была создана служба скорой помощи, была Варшава.

Карета скорой помощи

Случилось это в начале 1880-х годов. Потом такая служба появилась в Риге, Вильно, Лодзи, Киеве. Первая карета скорой помощи в Москве появилась на средства купчихи А. И. Кузнецовой. Станции скорой помощи в Москве были организованы при Сущевской и Сретенской полицейской части.

Первая Мировая война и СССР

Во времена Первой Мировой Войны для перевозки раненых использовали любой более-менее подходящий для этого транспорт – полугусеничные шасси, старые грузовики, и даже лимузины. Кареты с красным крестом на борту выстраивались и передвигались по дорогам длинными колоннами. Можно только представить, какой ужас творился в этих не предназначенных для перевозки раненых транспортных средствах. В данном случае их наименование «карета», как символа роскошной, королевской жизни, может расцениваться издевкой со стороны судьбы.

Первые кареты скорой помощи серийного производства в СССР появились в середине 1920-х годов, это были переделанные под нужды здравоохранения итальянские грузовики FIAT. Закупка производилась на вырученные за счет политики НЭПа деньги. Первый серийных транспорт не отличался надежностью – громоздкий, маломощный, тряский, холодный. Параллельно с итальянскими грузовиками в Москве работали авто немецкого производства Mercedez.

Читайте также:  Можно ли пить энергетики в 14 лет

Впоследствии советские инженеры не только успешно перенимали зарубежный опыт, но и активно внедряли собственные разработки в сферу здравоохранения. Например, кареты-внедорожники, в том числе и на гусеничной тяге, способные выполнять задачи по транспортировке больных в сложных погодных и климатических условиях.

Почему скорая помощь до сих пор называется каретой?

Автомобили скорой помощи называют каретами в силу закрепившейся исторической привычки. В конце XIX века перевозка больных осуществлялась в закрытых экипажах на конной тяге. Позже они были заменены на привычные нам автомобили с бензиновым двигателем и четырьмя колесами. Однако, в языке название транспортного средства для перевозки больных так и закрепилось за словом «карета».

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Как появилась скорая помощь в России

Долгое время оказанием медпомощи больным и калекам в России занималась церковь. Позднее эта обязанность перешла к полицейским, доставлявшим заболевших и увечных в городские больницы.

Примечательно, что первые бригады скорой помощи передвигались на каретах. И сегодня многие по старой памяти называют автомобили скорой именно так. Да и состав бригады СМП практически не изменился.

Болящие под надзором церкви и полиции

До конца XVIII века в России бесплатная медицинская помощь не оказывалась никому. Люди побогаче обращались к семейным врачам, те, кто был победнее, лечились народными методами. При церквях тогда имелись богадельни, там лечили всех обратившихся больных и увечных. Лечили там всех, независимо от положения в обществе и вероисповедания. А если в городах вспыхивали эпидемии, то роль, схожую со службой скорой помощи, исполняли полицейские.

Полицейские перекрывали районы, в которых бушевала заразная болезнь, убирали и хоронили тела. Позднее при некоторых участках полицейской службы стали организовывать приёмные покои. Туда доставляли пострадавших от различных несчастных случаев. Занимались этим сами полицейские или пожарные. А история именно скорой медицинской помощи в России начинается в 1898. Идея о необходимости такого сервиса для народа возникла после страшной Ходынской катастрофы в 1896 году.

Работа первых станций скорой помощи

В 1897 самая первая станция неотложной помощи открылась в Варшаве. А через год целых три пункта СМП организовали и в столице. Инициатором их появления был Николай Вельяминов — известный профессор медицины. Он придумал план и осуществил проект станций по оказанию медицинских услуг на дому для больных.

На любой медстанции имелись кареты скорой помощи, запряжённые лошадьми. К одной карете приписывалась своя бригада скорой помощи. Но команда эта была небольшой: в карете ездили санитар, а также фельдшер, изредка к ним присоединялся доктор. Причём доктора были полицейскими. Вместе с ними на станциях часто дежурили студенты медицинских университетов, выезжавших и на вызовы. Таким образом интерны учились оказывать первую медицинскую помощь.

Чаще всего кареты скорой помощи вызывали на улицу. Приезжающие медики осматривали больного и записывали его данные. После они регистрировали вызов и указывали, в какую больницу отвезли больного. Получается, что за прошедшие века порядок работы бригады скорой помощи практически не изменился. Первую машину, заменившую карету СМП, купили в 1908. А всего четыре года спустя был разработан специальный санитарный автомобиль для перевозки больных. Но после революции 1917 развитие российской скорой помощи немного застопорилось.

История российской службы скорой помощи после 1917 года

Пару лет после прихода к власти большевиков российская служба скорой помощи функционировала кое-как. Лишь в 1919 году в Ленинграде, Киеве, Одессе и столице России организовались новые подстанции СМП. А в 1926 началась история неотложной помощи больным. Именно тогда доктора с бригадой стали приезжать к людям, заболевшим дома. Им выписывались лекарства и план лечения, в больницы забирали в редких случаях. Почему? Потому что в то время врачи неотложки приезжали на вызов на мотоцикле. Существенные изменения в автопарке скорой помощи произошли лишь годы спустя после окончания Великой Отечественной.

Читайте также:  Сварка аргоном принцип, особенности, оборудование

В 1957 году в Ленинграде разработали и создали первую машину экстренной помощи. Работающая на нём бригада специализировалась на помощи людям в состоянии шока. Также были созданы медицинские бригады, специализирующиеся на болезнях сердца и неотложной помощи при инфаркте и инсульте. Кроме того, буквально за три-четыре года в столице организовали хорошие и квалифицированные педиатрические, психиатрические и неврологические бригады СМП.

Кареты с фонарями, или как вызвали «скорую помощь» в начале XX века

История «скорой помощи» в Москве достойна отдельной экскурсии, и начинать ее следовало бы отнюдь не от Шереметевской больницы, ныне НИИ скорой помощи имени Н.В.Склифосовского. Надо сказать, до конца 90-х годов XIX века ничего подобного ни в Москве, ни в России не существовало. Жертв болезней и травм городовой увозил на извозчике в полицейский участок, и там каждый раз долго думали, что с ними делать: то ли искать родственников, то ли везти в больницу для бедных. Во всем остальном мире дело обстояло примерно так же — вплоть до декабря 1881 года, когда в Вене, в театре комической оперы, случился пожар и погибли 479 человек. Обожженные люди, выпрыгивавшие из окон и ломавшие ноги, умирали прямо на снегу, потому что некому было развезти их по больницам. На следующий день в Вене была учреждена Станция скорой медицинской помощи. Новшество быстро распространилось по Европе, но только через 17 лет докатилось до Москвы.

Первые кареты “скорой помощи” вместо мигалок были оборудованы фонарями

И вот в 1898 году при Сущевском и Сретенском полицейских участках на пожертвования благотворителей были открыты две первые Станции скорой помощи — для оказания медицинской помощи на месте происшествия и при необходимости — доставки в больницу. Каждая из них располагала одной каретой, запряженной парой коней. Вместо современной мигалки — зажженные даже днем фонари. В остальном все примерно так же, как и сейчас: бригада (врач, фельдшер и санитар), носилки, укладка (профессиональный чемоданчик) с медикаментами.

Кареты выезжали только к тем, кто пострадал на улице, — забирать больных из домов строжайше запрещалось. А поскольку «скорая помощь» (в отличие от врача, которого приглашали на дом) была бесплатной, то, случалось, больных специально выносили на улицу. Вызвать «скорую» мог не всякий, кому в голову взбредет, а только официальное лицо — городовой, дворник или ночной сторож. Впрочем, с вызовом вообще было много проблем — телефонных аппаратов на всю Москву насчитывалось от силы десятка четыре. Зато все владельцы телефонизированных квартир по специальному распоряжению городских властей должны были предоставлять свои аппараты для звонка на Станцию скорой помощи в любое время дня и ночи.

Особым приказом обер-полицмейстер установил и очередность, в которой следовало принимать вызовы. В первую очередь надлежало забирать пьяных, находящихся в бесчувствии. Остальных же пациентов, с переломами, ушибами, ранами, упавших с высоты, просто внезапно заболевших, по мнению обер-полицмейстера, в случае занятости кареты «скорой помощи» можно было по старинке доставить в больницу и на извозчике. Первый «скоропомощной» автомобиль появился в Москве в 1914 году, но ненадолго — его вместе с 15 каретами мобилизовали на фронт Первой мировой, перевозить раненых, а Станции скорой помощи закрылись аж до 1919 года. И только при советской власти нашлось место для новой станции – на территории той самой Шереметевской больницы на Большой Сухаревской площади.

Читайте также:  Вентилятор печки для ВАЗ 2121

Странноприимный дом, где в 1919 году разместилась станция “скорой помощи”, фото с сайта https://pastvu.com Он же с другой стороны, фото с сайта https://pastvu.com

Эту больницу в самом начале XIX века основал граф Николай Петрович Шереметев по просьбе жены Прасковьи, в девичестве Ковалевой-Жемчуговой. Сначала предполагалось, что здание будет скромным, но тут графиня умерла, и безутешный граф решил превратить строящийся Странноприимный дом в грандиозный памятник усопшей. Он поменял архитектора, пригласив самого Джакомо Кваренги, не пожалел на строительство двух с половиной миллионов рублей, еще полмиллиона отписал на содержание больницы. Современники, пораженные размахом и щедростью, прибавили к фамилии графа прозвание Милосердов. При больнице был и храм, а в одном из ангелов на фреске, украшающей купол, угадывается облик графини Прасковьи.

После революции в Шереметевской больнице отвели под единственную на всю Москву Станцию скорой помощи три крошечные комнатки. Автопарк был тот же, что и в 1914 году: пятнадцать карет плюс один автомобиль. Гараж для него нашли на Миусской площади. Каждый раз, получив вызов, врачу приходилось сначала дозваниваться на Миусскую, потом ждать, пока машина доедет до Большой Сухаревской, и потом только отправляться к больному. И все равно выходило существенно быстрее, чем на запряженной конями карете.

Первый автомобиль “скорой помощи”, фото с сайта https://pastvu.com

К 1923 году у «Скорой» было уже две бригады и два автомобиля, а гараж для них оборудовали прямо во дворе Шереметевской больницы (вскоре к ним прибавилась еще пара мотоциклов — для выезда на дом к внезапно заболевшим, что стало прообразом нынешней «неотложки»). Да и телефонных аппаратов на Станции стало целых пять. Они непрестанно трещали, взывая о помощи: «зарезали в драке», «попал под лошадь», «ребенок упал со 2-го этажа». Телефонистки, случалось, не справлялись и падали в обморок. Амбарные книги, куда записывались вызовы, переполнялись за неделю. Словом, Станция скорой помощи набрала солидности и даже стала навязывать приютившей ее Шереметевской больнице собственный стиль. Ведь госпитализировать больных «скоропомощники» предпочитали именно туда, чтоб не нужно было далеко возвращаться на Станцию. Так Шереметевская больница естественным путем превратилась в специализированную, экстренную. Дело кончилось тем, что ее преобразовали в Научно-исследовательский институт скорой помощи — имени, как мы знаем, Склифосовского. Со временем «Склиф» стал самым знаменитым медицинским учреждением в стране. Обновив заодно и основательно угасшую к этому времени славу замечательного русского врача — Николая Васильевича Склифосовского, очень много сделавшего для русской медицины вообще и для московской в частности — разве что не имевшего прямого отношения ни к «Скорой помощи», ни к Шереметевской больнице. Впрочем, о нем будет отдельный рассказ.

Ирина Стрельникова #совсемдругойгород экскурсии по Москве

В Странноприимном доме графа Шереметева

Ссылка на основную публикацию
Точный способ определения даты производства моторного масла по коду на упаковке
Аккумулятор Mutlu Как узнать дату выпуска и расшифровать маркировку Аккумуляторы Mutlu являются очень популярными в нашей стране. Производитель батарей под...
Топливные баки — Спецавтомаш-нн
Бензобак на Газель его объем, цена и способы крепления на автомобиль Можно ли каким-то способом улучшить бензобак на Газель, чтобы...
Топливные баки на УАЗ Патриот размеры емкостей
Топливные баки на УАЗ Патриот размеры емкостей Топливные баки УАЗ Патриот, расположенные по боковинам рамы и закрытые кузовом, предназначены для...
Травление медным купоросом Все своими руками
Травление плат медным купоросом Простые электронные самоделки своими руками Обычно радиотехники травят платы при помощи хлорного железа или тех или...
Adblock detector