Капотный монстр с КАМАЗовским сердцем тест-драйв ЗИЛ-133ГЯ – Коммерческий транспорт – АТИ, Центр Сис

ЗиЛ-169 история с капотом

Разбирая архивы, случайно наткнулся на фото капотного грузовика ЗиЛ-169, датированное 1974 годом. Вроде как повод для юбилея, подумал я. Но не тут-то было. Тема оказалась настолько запутанной, что в итоге получился не «юбилей», а экскурс в историю создания модели — предшественника нынешнего ЗиЛ-4331

Прежде чем приступить к рассказу о ЗиЛ-169, необходимо немного окунуться в историю.

Начало 60-х годов прошлого века, российский автопром просто распирает от идей и предлагаемых моделей. ЗиЛ также не стоит в стороне от этих процессов. Еще не поставлен на поток перспективный ЗиЛ-130, а уже готовы машины с заделом на будущее. В частности, в 1963 году появляется трехосная модель ЗиЛ-133 (6х4), призванная увеличить производительность подвижного состава в связи с ростом перевозок и подъема в экономике.

Только этим дело не ограничивается. Признавая перспективность конструкции грузовика с кабиной над двигателем, здесь также разрабатывают аналогичную машину, которая в перспективе должна будет прийти на смену ЗиЛ-130.

25 декабря 1964 года прототип «зиловского» бескапотника ЗиЛ-Э169А, сделанного на шасси «сто тридцатого», покидает ворота завода. По внешнему облику машина напоминала американские образчики. И это не удивительно. В целом конструкторская школа ЗиЛа тяготела в сторону США. Кстати, это был не первый и не последний случай. В следующем году машина отправляется на испытания. Конструкция в целом оказалась удачной и после устранения недоработок была рекомендована к производству.

Однако дизайн ЗиЛ-Э169А к моменту принятия решений устаревает. Время неумолимо шло вперед, как и требования, выдвигаемые экономикой. В недрах КБ дизайнерами создается новый облик бескапотника. Так в 1967 году появляется рабочий эскиз грузовика, разработанного зиловским дизайнером Львом Самохиным.

Поставив на конвейер ЗиЛ-130, грузоподъемность которого в разное время колебалась от 4 до 6 т, конструкторы до предела выбрали максимально допустимую нагрузку на ведущий мост, которая определялась исходя из действующих в то время дорожных ограничений. При этом стало понятно, что дальнейший рост грузоподъемности возможен только за счет увеличения числа осей — допустимая нагрузка на тележку из двух ведущих мостов ограничивалась на тот момент 11 тоннами.

Посему, разработав семейство автомобилей ЗиЛ-133 (6х4), запуск которого в производство по разным причинам откладывался, на ЗиЛе в 1967 году и приступили к работам над новым перспективным семейством автомобилей ЗиЛ-170 (6х4), аналогичных по классу ЗиЛ-133.

А тут, как назло, подоспело постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР №1084 от 16 ноября 1967 года по созданию нового семейства автомобилей-тягачей. Для массового выпуска автомобилей задумывалось строительство комплекса из семи производств общей площадью около 3 млн м2, которые должны были вести практически полный производственный цикл изготовления большегрузных автомобилей. После выхода на полную мощность предполагалось производить 150 000 автомобилей и 250 000 дизельных двигателей в год.

То ли по собственной инициативе, то ли по указке сверху, доподлинно неизвестно, перспективное семейство грузовиков ЗиЛ-170 в одночасье стало прообразом КАМАЗов. ЗиЛ сконцентрировал все свои усилия на этом направлении.

Кстати, уже в 1968 г. московские автостроители завершили разработку конструкторской документации и построили первый опытный образец седельного тягача ЗиЛ-170В75 с 210-сильным перспективным дизельным двигателем ЯМЗ-6Э641. Согласно техническому заданию, семейство перспективных грузовиков включало только трехосные модели.

Ко всему прочему в начале 1970-х СССР в рамках СЭВ должен был разработать и поставить на производство, по крайней мере, два совершенно новых семейства грузовых автомобилей разной грузоподъемности. Попутно в нашей стране был взят курс на всеобщую дизелизацию грузового и автобусного подвижного состава.

Как уже было отмечено, к моменту, когда вышло правительственное постановление, ЗиЛ вовсю работал над своими перспективными моделями, создавал задел на будущее. О трехосном автомобиле с кабиной над двигателем и колесной формулой 6×4 модели ЗиЛ-170 нам уже известно. Но была и другая инициативная разработка — двухосный грузовик ЗиЛ-169 такой же компоновки. Он был не только спроектирован, но и построен в декабре 1969 г. и проходил заводские испытания, получив обозначение ЗиЛ-3Э169А. По замыслу зиловцев он должен был стать преемником ЗиЛ-130. К тому же по кабине ЗиЛ- 3Э169А был идентичен трехосному ЗиЛ-170.

Читайте также:  Стоимость регулировки развал схождения на ниву

После передачи в Набережные Челны всей документации по ЗиЛ-170, к тому времени ставшему КАМАЗ-5320, КБ ЗиЛа вернулось к 169-й модели. Однако к середине 1970-х в автопроме, как и во всей стране, наступил период застоя. Именно этим можно объяснить то обстоятельство, что в ходе дальнейших работ по ЗиЛ-169 верх взяли технологи и производственники. Несмотря на огромные средства, выделенные заводу, было принято решение максимально использовать в конструкции автомобиля агрегаты и технологии, уже освоенные в действующем производстве. Таким образом, ЗиЛ вернулся к капотной компоновке. И под старым индексом «169» начала проектироваться совсем другая машина.

Незаметно мы подошли к виновнику нашего повествования.

Интерьер кабины опытного ЗиЛ-4Э169Г (1974)

В 1973 году все тот же Лев Самохин разрабатывает макеты капотных грузовиков ЗиЛ-169, а уже в 1974-м появляется первый прототип грузовика ЗиЛ-169Г, очень напоминающий американские грузовики того времени: с большим капотом и маленькой кабиной. Характерной чертой новоявленного ЗиЛ-169 становится интегрированное оперение. Для его отработки в том же году создаются варианты грузовиков ЗиЛ-130 с интегрированным оперением верхнего и нижнего исполнения.

В апреле 1976 года на выставке, устроенной заводом в честь визита высшего руководства страны во главе с Леонидом Брежневым, состоялся показ экспериментальных машин. Это уже были образцы 1975 года. Среди них длиннобазный грузовик ЗиЛ-7Э169Г с прицепом ГКБ-817 . Машины представляли собой второй вариант с угловатыми кабинами увеличенного объема. Все они были оснащены перспективным дизельным силовым агрегатом ЗиЛ-Э645 (V8; 8,74 л; 180 л. с.), производство которого должно было быть налажено в поселке Ярцево в 1981 году.

ЗиЛ-4Э169Г испытывался как одиночный грузовик.

. так и с прицепом ГКБ-8350 в составе автопоезда

К 1979 году внешний облик грузовика претерпел существенные изменения: капот, оперение, а главное — кабина. Она практически обрела окончательные черты. Кстати, элементы кабины ЗиЛ-170 были использованы при проектировании кабины капотного ЗиЛ-169. Кроме того, выпускаемые на тот момент ЗиЛ-130 получили усовершенствованную тормозную систему, разработанную в ходе создания ЗиЛ-170.

В 1984 году на выставке, посвященной 60-летию отечественного автопрома, появляется ЗиЛ-4331, это все тот же но слегка видоизмененный ЗиЛ-9Э169Г образца 1978 года, но переименованный в соответствии с введенной отраслевой нормалью на обозначения автомобильного подвижного состава.

Всем хорошо знакомый серийный ЗиЛ-130 (1964)

Кстати, в том же 1984 году на полигоне в Дмитрове можно было заметить окончательный вариант ЗиЛ-4331 со светотехникой, размещенной в бампере. Ко всему прочему, оперение было укорочено, облицовку радиатора изготовили из пластика АВС во всю ширину оперения, и она стала объемной. При этом передняя часть автомобиля значительно «похудела». Этот вариант с незначительными доделками и покинул ворота завода в 1985 г., впоследствии встав на конвейер.

Один из первых прототипов ЗиЛ-133Г (1963)

В целом разработка грузового автомобиля ЗиЛ-169/4331 заняла чуть более 10 лет. Но она не принесла успеха ЗиЛу. Вот один из комментариев в адрес грузовика: «Ради мнимого экономического эффекта грузоподъемность автопоезда подняли, что повлекло за собой применение более мощного силового агрегата, увеличившего снаряженную массу грузовика при сохранении прежней грузоподъемности, и потребовало огромных инвестиций в создание новых производств в Москве, Ярцево и Смоленске. Ориентация на преимущественную эксплуатацию среднетоннажника в составе автопоезда оказалась ошибочной, область его применения в условиях рыночной экономики сузилась до использования в сравнительно небольших количествах в качестве одиночных шасси под установку специализированных надстроек. Причем из-за малых годовых пробегов потребитель предпочел приобретать машины с устаревшим бензиновым двигателем или минским дизелем меньшей мощности, из-за чего производство более мощных дизелей пришлось свернуть».

Не этим ли объясняется тот факт, что практически неизменный грузовик сегодня предлагается только с бензиновыми моторами и все тем же минским мотором «тракторного» происхождения?

Первый бескапотник ЗиЛ-Э169А (1964)

ЗиЛ-170 с прицепом ГКБ-8350 (1969) — прообраз КАМАЗа

Инициативный ЗиЛ-3Э169А с прицепом ГКБ-8350 (1969)

ЗиЛ-7Э169Г — один из этапов развития 169-й модели (1976)

ЗиЛ-9Э169Г и он же первый ЗиЛ-4331 (1978)

А таким в 1985 году нам предстал серийный ЗиЛ-433100

Данным материалом автор не претендует на хронологическую последовательность и точность каких-либо фактов. Просто фотография разбудила «верещагинские чувства» — за державу обидно!

ЗИЛ-170: характеристики и фото

Грузовики КамАЗ наверняка видели все. А как называется машина, фото которой представлено ниже? Характерная для КамАЗов морда, бескапотная конфигурация, также три человека в кабине… и буквы «ЗИЛ» на передке. Тем не менее это не случайность. Так выглядит автомобиль ЗИЛ-170 – своеобразный «отец» машин, выходящих из ворот завода в Набережных Челнах (завод-комплекс по производству грузовиков «КамАЗ»).

Дело в том, что первая модель нынешних КамАЗов проектировалась на другом предприятии, и в те времена, когда завода «КамАЗ» еще не существовало. Заказ на производство получил завод им. Лихачева («ЗИЛ»). Это было единственное предприятие, чьи производственные мощности на тот момент могли с этим справиться. Модель была успешной, и после запуска производства в Набережных Челнах инженеры решили, что не стоит изобретать велосипед второй раз. Первый грузовик, сошедший с конвейера завода, получил практически идентичные характеристики с автомобилем ЗИЛ-170, фото которого можно увидеть в данном обзоре.

Читайте также:  Лада Приора плохо заводится на холодную и глохнет причины, как исправить

Прежде чем переходить непосредственно к описанию грузовика, заметим, что первый автомобиль КамАЗ вышел из ворот завода в 1977 году. Единственным отличием, которое можно заметить у современных машин, стали прямоугольные фары, тогда как у не менее известного ЗИЛ-130 осветительные элементы круглые.

Итак, почему же на первых КамАЗах стояли другие буквы? История ЗИЛ-170 началась в 60-х годах прошлого века, когда московскому заводу имени Лихачева дали приказ на проектирование нового большегрузного автомобиля. При этом Минавтопром отметил два пункта: первое – грузовик должен быть как западный (бескапотный), и второе – нужно наладить производство на новом месте. Стоит отметить, что в это же время на заводе полным ходом шла разработка ЗИЛ-130, а также проводились полевые испытания модели 3169, которая как раз могла ответить всем требованиям министерства.

Автомобиль имел большую грузоподъемность, не меньшую грузовместимость, но это был советский капотный грузовик. В серию он не пошел. Следующей моделью завода должен быть стать ЗИЛ-170. История создания автомобиля начинается в 1968 году, когда из ворот завода выезжает первый бескапотный тягач (впоследствии КамАЗ-5410). В 1969 году выходят экспериментальные версии грузовиков и самосвалов (соответственно, КамАЗы 5320 и 5510). В этом же году начинается строительство завода, на который впоследствии перешли все наработки ЗИЛа, уже под именем КамАЗ.

Первые модели нового предприятия также носили на капоте эмблему завода им. Лихачева. Буквы КамАЗ (логотип в виде бегущей лошади родился много позднее), по легенде, появились, когда на ВДНХ увидели первый выставочный образец грузового автомобиля от завода в Набережных Челнах. Кто-то из министерства сказал, что машина, выпускаемая на другом предприятии, не должна носить имя ЗИЛ. В результате этого московский завод возвращается к разработке капотных вариантов, а ЗИЛ-170 уже под именем КамАЗа выпускается и по сей день.

Протопип

Получив задание, завод «ЗИЛ» закупил несколько западных вариантов и в итоге остановился на одном. Им стал International американского производства.

Кабина нового автомобиля получилась немного более прямоугольной, чем у оригинала, с изящным передком и со сдвоенными круглыми фарами. Другим отличием от американца стало появление ремней безопасности для водителя и одного пассажира (место для второго пассажира появилось уже на КамАЗе.) От прототипа также был взят гидроусилитель руля и идея многоконтурной тормозной системы.

Силовая часть

В 1969 году моторный завод в Ярославле получает другой приказ – разработать и затем выпустить моторы для нового автомобиля. При этом новый двигатель должен быть достаточно мощным – не менее 200 л. с., так как автомобиль будет большегрузным. Ярославль представил версию ЯМЗ-6Э641, к ней же инженеры разработали КПП ЯМЗ-Э141. Это была первая версия мотора на автомобилях ЗИЛ-170. Двигатель второго поколения пришлось проектировать уже в 1970 году, так как в системе обнаружились серьезные проблемы.

Новая модель двигателя для грузовика получила аббревиатуру ЯМЗ-740. Так же, как и первый вариант, это был 8-цилиндровый дизельный мотор объемом 10 л и с V- образным расположением цилиндров. Мощность его была 210 л. с. Если говорить о стандартах «Евро», то он тем нормам вряд ли отвечал, но в 1970 году это был очень хороший вариант, и именно он ставился на грузовики ЗИЛ-170.

Технические характеристики

При разработке проекта конструкторам было указано, что: во-первых, машина должна быть достаточно унифицирована, во-вторых, в нее должны быть включены все (или почти все) новые разработки тех времен. Одним из таких решений стала трансмиссия. Ярославль поставлял свою коробку на 5 передач. Конструкторы использовали ее, но добавили делитель, в результате чего увеличили количество скоростей до 10. Опытный образец, а потом и серийное производство получили 10 передач вперед, и 2 назад.

Схема делителя была достаточно новая, но и очень простая – всего из 2 ступеней. Первая ступень имела прямое включение — так осуществлялась первая пятерка, а вторая являлась повышающей, благодаря чему можно было включать 6-ю и последующие. Этот же делитель работал и при движении назад: одна скорость – «из коробки», а вторая – посредством повышающей части.

Читайте также:  Белорусский антифриз greencool отзывы

Колесная формула

Также одним из условий вышеупомянутого приказа должна была стать колесная формула 6х4 из расчета 3 оси, 6 колес, привод на две оси. Новые разработки были использованы и здесь. Первая и последняя ось имели свои карданные валы, в то время как средняя оснащалась межосевым дифференциалом.

Расход топлива

Одна из новых возможностей, которая потом перешла в наследство первенцу нового завода, – это минимальный расход топлива. Грузовой автомобиль ЗИЛ-170 берет всего 34 литра на 100 км. Эти показатели являются и по сей день одними из самых низких в большегрузных автомобилях такого класса.

Внешние параметры

Говоря о внешних данных машины, надо учесть нескольких моментов. Автомобиль должен был стать большегрузным, и первый вариант при собственном весе в 8 тонн мог взять 6 тонн груза. Опытный образец был бортовым грузовиком с тентом, но после него пошли и тягачи, и самосвалы. Впрочем вплотную к разработке этих модификаций подошли уже на заводе в Набережных Челнах. Поэтому для описания и возьмем бортовую версию. Все параметры этого автомобиля ЗИЛ-170 приведены на схеме, представленной выше.

Основные размеры, которые стали одинаковыми для всех машин, выпишем отдельно. Общая длина – 7435 мм, расстояние от бампера до центра первого колеса – 1275 мм, между осями задних колес – 1320 мм, от переднего до заднего по центрам – 3190 мм. Общая ширина – 2500 мм, между покрышками на одной оси – чуть более 2000 мм. При этом задняя пара осей усилена – по 4 колеса на каждой.

Также к внешним данным можно отнести характерную решетку радиатора в правой верхней части передка, которую унаследовал КамАЗ, и многие другие детали, отвечающие международным требованиям, типа шнуровки на нижней части тента.

Заключение

«ЗИЛ» был единственным заводом Советского Союза, разработки которого, попадая в серию, становились неизменно успешными, как, например, ЗИЛ-130. Многие последующие модели были ответвлениями от основной серии (131, 132, 133540). Таким стал и ЗИЛ-170. Для выпуска этих версий построили целый завод. Первые автомобили нового предприятия полностью повторяли разработки «ЗИЛа», но впоследствии это стали совершенно другие машины. Тем не менее и те, и другие нашли свое применение в современной промышленности.

Как ЗИЛ-170 превратился в КАМАЗ

Грузовик КАМАЗ давно стал гордостью отечественного автопрома. Завод построенный с нуля в чистом поле, не имея серьезной истории, оказался одним из самых успешных экономических проектов в истории СССР.

Прародителем КАМАЗа стал ЗИЛ-170. От старта разработки нового ЗИЛа до выпуска первых КАМАЗов прошло 10 лет. Именно столько лет понадобилось на реализацию грандиозного проекта. Вы спросите зачем вообще понадобилось создавать этот автомобиль и привлекать такое количество ресурсов? Ответ крылся в экономической сфере. Как показала практика, для дальнейшего развития экономики страны советов понадобилась машины большой грузоподъемности, но при этом с небольшим радиусом разворота, чтобы можно было эксплуатировать данный грузовик в населенных пунктах на дорогах общего пользования.

Именно поэтому заводу имени Лихачёва было поручено создать бескапотный грузовик. Вторым важным условием стояло создание трехосной конструкции грузовика. Переход с классической схемы 4 × 2 на 6 × 4 с двумя ведущими мостами потребовался из-за желания снизить нагрузку на дорожное полотно. Ведь чем больше колес, тем меньше нагрузка на асфальтовые дороги. А это в свою очередь позволило бы создать более грузоподъемный грузовик.

В 1969 году на ЗИЛе полностью завершили испытания нового грузовика. Семейству новых трёхосных бортовых грузовиков присвоили индекс 5320, который впоследствии перейдет на КАМАЗ. В 1972 году ЗИЛ-170 окончательно превращается в КАМАЗ-5320 и получает модернизированную кабину. Одновременно появляются грузовики с индексами 53202 (длиннобазный бортовой), 5510 (короткобазный самосвал), 5410 (седельный тягач) и другие версии машины.

Многие конструкторские решения инженеров завода имени Лихачева оказались востребованы до сих пор. Простая и надежная конструкция позволило создать один из самых популярных грузовиков, который можно встретить во многих странах мира. Наиболее востребованными остаются оригинальные комплектующие сделанные на Камском автозаводе. Качественные расходники и “ходовые” детали, такие как тормозные колодки https://kam-teh.com.ua/kamaz-tormoznye-kolodki можно заказать на сайте компании КамТех. Прямые поставки запасных частей и отсутствие лишних посредников обеспечивают оптимальные цены на любые запасные части КАМАЗ.

Инженеры ЗИЛ отвечали не только за кабину, ходовую часть и трансмиссию. Так же с их участием создавали дизельный мотор для будущего КАМАЗа. Первые испытания показали, что 6-цилиндровые дизели ЯМЗ откровенно слабы. Поэтому началась разработка 8-цилиндрового мотора 740 серии. Впоследствии именно его будут производить на новом заводе силовых агрегатов в Набережных Челнах, как и уникальную коробку передач с понижающим рядом.

Ссылка на основную публикацию
КамАЗ-6520 (самосвал) технические характеристики
КамАЗ-6520-61 (самосвал) цена и характеристики, фотографии и обзор KamAZ 6520-61 (самосвал) технические характеристики и цены. Обзор модификации «6520-61» с фотографиями....
Какой штраф за провоз ребёнка без детского кресла
Какой штраф за ребенка без кресла 2020 Что из себя должно представлять такое приспособление, нигде не сказано. Дополнительно предъявляются требования...
Какой штраф за проезд под знак «Движение запрещено»
Штраф за проезд под знаком движение запрещено Нередки случаи, когда даже заядлые автомобилисты задаются вопросом: «Какова ответственность за проезд под...
КАМАЗ-65952 — новый полноприводный самосвал семейства К5
Новый КАМАЗ М1842 Мечты российских дальнобойщиков сбываются: теперь им доступен магистральный КАМАЗ-5490 с кабиной Mercedes-Benz Axor. Согласно фирменной классификации он...
Adblock detector