Электродвигатель асинхронный схемы звезда треугольник — Zetsila

Как определить начало и конец обмотки в двигателе

Электричество, сантехника, установка бытовой техники. Просто о сложном

В этой статье я расскажу способ, как определить начало и конец обмотки в асинхронном трёхфазном двигателе.

Когда вам может потребоваться данный материал? Только в том случае, если у вас имеется в коробке брно шесть проводов одинакового цвета и на них нет никаких обозначений. Или ваш двигатель был соединен треугольником, а вы хотите получить возможность соединить его звездой. Как это сделать я писал здесь . Чтобы проще было объяснять материал, сначала пройдемся по принятым маркировкам выводов обмоток двигателей.

Выводы асинхронного двигателя. Маркировка выводов асинхронного двигателя

Встречаются различные маркировки выводов обмоток двигателя. Отечественная маркировка от С1 до С6 и международная, которую вы видите на рисунке.

В наше время встречаются обе маркировки, но для «обучения» мы будем применять новые обозначения, как более наглядные. Ранее, я уже говорил, что начало и конец обмоток понятия абсолютно условные, главное условие, которое играет важную роль это такое соединение обмоток, когда магнитные потоки не направлены встречно. Если два одинаковых потока направить встречно, они как бы уничтожают друг друга. Нам же надо получить согласованное направление магнитных потоков. В двигателе находятся три обмотки. Грубо говоря, двигатель, это трансформатор с тремя обмотками и сердечником в виде статора. Таким образом, обмотки в двигателе связывает магнитный поток, который протекает по статору, а его создает ток, который протекает по обмоткам. Ротор – это лишь приятная «вкусняшка», наличие которой позволяет получить из электрической энергии механическую.

Начало и конец обмоток электродвигателя

Ну что ж, приступим. Прежде, чем начинать процедуру, вам нужно подготовиться. Для этого вам потребуются:

  • мультиметр или лампа накаливания (предпочтительнее, конечно же, мультиметр)
  • маркеры для проводов
  • знание техники безопасности , поскольку вы будете работать с опасным напряжением
  • обычная сетевая вилка с проводом
  • что-то, чем вы будете соединять провода, когда приступите к поиску выводов обмотки
  • ну и материал данной статьи.

В качестве маркеров можно использовать кембрики, бумагу с резинками, цветную изоленту и обычные перманентные маркеры, в общем, что угодно, что позволит вам промаркировать выводы. Вам потребуется шесть маркеров, на которых вы напишете обозначения начала и концов обмоток.

Первым делом нужно определить обмотки двигателя

Названия обмоток тоже абсолютно условны. Хотя, если принимать в расчёт такое понятие, как фазировка, то правильное включение дает точное представление о том, в какую сторону будет вращаться вал двигателя и не более того. Выставляете мультиметр в режим прозвонки , один щуп прикладываете к любому из шести проводов, вторым щупом находите конец, который будет прозваниваться. И эту пару звонящихся концов маркируете. Пусть это будут U1 и U2. Остается четыре конца. Повторяете операцию и еще одну пару снова маркируете. Пусть это будут V1 и V2. Осталась еще пара концов, их проверяете на всякий случай, чтобы быть уверенными, что обмотка в исправном состоянии и тоже маркируете оставшимися маркерами W1 и W2. Теперь у вас есть три обмотки и вы знаете их выводы. Но не знаете, где начало, а где конец каждой обмотки. Другими словами, вы не знаете, как направлены магнитные потоки этих обмоток согласно имеющейся маркировке, поскольку она сейчас носит случайный характер.

Как определить начало и конец обмоток

Приступаем к поиску концов. Снова предупрежу о технике безопасности, поскольку сейчас вы будете работать с опасным напряжением 220 вольт. Сама процедура очень простая. Вам надо на одну обмотку присоединить лампу или вольтметр (мультиметр, в режиме измерения напряжения ), а две других обмотки соединить последовательно и подать на них напряжение. Теперь рассмотрим эту процедуру подробнее.

С присоединением лампы или вольтмера проблем не возникнет. Допустим это будет обмотка W1-W2. Остается две обмотки. Согласно имеющимся маркерам вы соединяете их в таком порядке, как это показано на рисунке, а именно соединяете между собой U2 и V1. На выводы U1 и V2 подаете ПЕРЕМЕННОЕ напряжение 220 вольт. Обратите внимание, именно переменное, поскольку постоянное превратит наш двигатель в электромагнит, но при этом напряжение в третьей обмотке наводиться не будет. На реальном двигателе это будет выглядеть, как на фотографии ниже:

Обратите внимание, я специально выделил одним цветом (зеленым) соединенные обмотки на схеме и на фотографии. Теперь, если магнитные потоки обмоток совпадут, то в третьей обмотке будет наведено напряжение. Если посчитать грубо, то чуть меньше 100 вольт. Следовательно, лампочка на третьей обмотке начнет светиться, но не в полный накал. Если же магнитные потоки будут направлены встречно, то в третьей обмотке напряжение наводиться не будет и лампочка не загорится. Если лампочка загорелась, все отлично, придумайте, как навсегда промаркировать выводы обмоток и приступаем к третьей. Если лампочка не загорелась, значит меняем местами выводы любой обмотки. Пусть это будет обмотка V1V2 (то есть, если раньше была схема U1→U2→ V1 →V2, то теперь будет схема U1→U2→V2→ V1 ) и снова проверяем. Лампочка засветилась? Отлично! Но прежде чем переходить к третьей обмотке, поскольку мы определили условные начала и концы двух обмоток нужно придумать, как навсегда промаркировать эти выводы, чтобы в дальнейшем вам не пришлось возвращаться к данной процедуре. Теперь будем работать только с третьей обмоткой. Маркеры первых двух трогать уже не будем. К любой из найденных обмоток подключаем третью, а на освободившуюся подключаем лампочку. То есть на обмотку (пусть будет) U1U2 мы теперь подключаем вольтметр или лампочку, а соединяем обмотки V1→V2→W1→W2. И все повторяем по новой. С одним условием, что маркеры обмоток U и V мы не трогаем. Если лампочка при проверке не загорается, то меняем маркеры только на обмотке W.

Читайте также:  Моторное масло 5W-50 расшифровка, для каких двигателей подойдет

Как видите, процедура не слишком сложная и при необходимой сноровке займет не больше 15 минут.

Есть и другие методы определения начал и концов обмоток, но они более сложные и требуют стрелочного вольтметра или сборки несложной схемы, хотя с другой стороны, они более безопасные. Но этот метод наиболее простой. А если не боитесь электричества и внимательно прочитали технику безопасности, то вместо мультиметра прозванивать обмотки можно той же лампочкой. Для этого можно использовать такую схему, которую вы видите ниже:

То есть, можно вообще обойтись без мультиметра. Достаточно одной лампочки на 220 вольт.

Выводы обмоток электродвигателя — схемы соединения

Обозначение выводов обмоток статора

Каждый статор трехфазного электродвигателя имеет три катушечные группы (обмотки) — по одной на каждую фазу, а у каждой катушечной группы имеется по 2 вывода — начало и конец обмотки, т.е. всего 6 выводов которые подписываются следующим образом:

  • С1 (U1) — начало первой обмотки, С4 (U2) — конец первой обмотки.
  • С2 (V1) — начало второй обмотки, С5 (V2) — конец второй обмотки.
  • С3 (W1) — начало третьей обмотки, С6 (W2) — конец третьей обмотки.

Условно на схемах каждая обмотка изображается следующим образом:

Начала и концы обмоток выводятся в клемную коробку электродвигателя в следующем порядке:

В зависимости от соединения этих выводов меняются такие параметры электродвигателя как напряжение питающей сети и номинальный ток статора. О том по какой схеме необходимо подключить обмотки электродвигателя можно узнать из паспортных данных.

Основными схемами соединения обмоток являются треугольник (обозначается — Δ) и звезда (обозначается — Y) их мы и разберем в данной статье.

Примечание: В клемной коробке некоторых электродвигателей можно увидеть только три вывода — это значит, что обмотки двигателя уже соединены внутри его статора. Как правило внутри статора обмотки соединяются при ремонте электродвигателя (в случае если заводские обмотки сгорели). В таких двигателях обмотки, как правило, соединены по схеме «звезда» и рассчитаны на подключение в сеть 380 Вольт. Для подключения такого двигателя необходимо просто подать три фазы на три его вывода.

Схема соединения обмоток электродвигателя по схеме «треугольник»

Что бы соединить обмотки электродвигателя по схеме «треугольник» необходимо: конец первой обмотки (С4/U2) соединить с началом второй (С2/V1) , конец второй (С5/V2) — с началом третьей (С3/W1) , а конец третьей обмотки (С6/W2) — с началом первой (С1/U1).

Условно на схеме это изображается следующим образом:

На выводы «A», «B» и «C» подается напряжение.

В клемной коробке электродвигателя соединение обмоток по схеме «треугольник» имеет следующий вид:

A, B, C — точки подключения питающего кабеля.

Схема соединения обмоток электродвигателя по схеме «звезда»

Что бы соединить обмотки электродвигателя по схеме «звезда» необходимо концы обмоток (С4/ U2, С5/V2 и С6/W2) соединить в общую точку, напряжение при этом подается на начала обмоток (С1/U1, С2/V1 и С3/W1).

Условно на схеме это изображается следующим образом:

В клемной коробке электродвигателя соединение обмоток по схеме «звезда» имеет следующий вид:

Определение выводов обмоток

Иногда возникают ситуации когда сняв крышку с клемной коробки электродвигателя можно с ужасом обнаружить следующую картину:

При этом выводы обмоток не подписаны, что же делать? Без паники, этот вопрос вполне решаем.

Первое, что нужно сделать — это разделить выводы по парам, в каждой паре должны быть выводы относящиеся к одной обмотке, сделать это очень просто, нам понадобится тестер или двухполюсный указатель напряжения.

В случае использования тестера устанавливаем его переключатель в положение измерения сопротивления (подчеркнуто красной линией), при использовании двухполюсного указателя напряжения им, перед применением, необходимо коснуться токоведущих частей находящихся под напряжением на 5-10 секунд, для его зарядки и проверки работоспособности.

Далее необходимо взять один любой вывод обмотки, условно примем его за начало первой обмотки и соответственно подписываем его «U1», после касаемся одним щупом тестера или указателя напряжения подписанного нами вывода «U1», а вторым щупом любого другого вывода из оставшихся пяти неподписанных концов. В случае, если коснувшись вторым щупом второго вывода показания тестера не изменились (тестер показывает единицу) или в случае с указателем напряжения — ни одна лампочка не зажглась — оставляем этот конец и касаемся вторым щупом другого вывода из оставшихся четырех концов, перебираем вторым щупом концы до тех пор пока показания тестера не изменятся, либо, в случае с указателем напряжения — до тех пор пока не загорится лампочка «Test». Найдя таким образом второй вывод нашей обмотки принимаем его условно как конец первой обмотки и подписываем его соответственно «U2».

Читайте также:  ТОП-7 лучших смазок для подшипников

Таким же образом поступаем с оставшимися четырьмя выводами, так же разделив их на пары подписав их соответственно как V1,V2 и W1,W2. Как это делается можно увидеть на видео ниже.

Теперь, когда все выводы разделены по парам, необходимо определить реальные начала и концы обмоток. Сделать это можно двумя методами:

Первый и самый простой метод — метод подбора, может применяться для электродвигателей мощностью до 5 кВт. Для этого берем наши условные концы обмоток (U2,V2 и W2) и соединяем их, а на условные начала (U1,V1 и W1), кратковременно, желательно не более 30 секунд, подаем трехфазное напряжение:

Если двигатель запустился и работает нормально, значит начала и концы обмоток определены верно, если двигатель сильно гудит и не развивает должные обороты, значит где то есть ошибка. В этом случае необходимо всего лишь поменять любые два вывода одной обмотки местами, например U1 c U2 и запустить заново:

Если проблема не устранилась, возвращаем U1 и U2 на свои места и меняем местами следующие два вывода — V1 с V2:

Если двигатель заработал нормально, выводы определены верно, работа закончена, если нет — возвращаем V1 и V2 по своим местам и меняем местами оставшиеся выводы W1 с W2.

Второй способ: Соединяем последовательно вторую и третью обмотки т.е. соединяем вместе конец второй обмотки с началом третьей (выводы V2 с W1),а на первую обмотку к выводам U1 и U2 подаем пониженное переменное напряжение (не более 42 Вольт). При этом на выводах V1 и W2 так же должно появиться напряжение:

Если напряжение не появилось, значит вторая и третья обмотки соединены неверно, фактически оказались соединены вместе два начала (V1 с W1) или два конца (V2 c W2), в данном случае нам просто нужно поменять надписи на второй или на третьей обмотке, например V1 с V2. Затем аналогичным способом проверить первую обмотку, соединив ее последовательно со второй, а на третью подав напряжение. Данный способ представлен на следующем видео:

Была ли Вам полезна данная статья? Или может быть у Вас остались вопросы? Пишите в комментариях!

Не нашли на сайте статьи на интересующую Вас тему касающуюся электрики? Напишите нам здесь. Мы обязательно Вам ответим.

Схема подключения трёхфазного двигателя

Бывалому электрику ясна схема подключения магнитного пускателя. Понятно ему и как подключить асинхронный электродвигатель к трёхфазной сети. Но для домашнего мастера далёкого от электричества бывает сложным делом запустить дома станок, причем не имеет значения у него одна фаза или три… В этой статье мы разберем как подключить трёхфазный асинхронный электродвигатель к трёхфазной сети переменного тока.

Схема соединения обмоток: звезда и треугольник

Начнем с двигателя, в нём, как известно есть обмотки, но так как он трёхфазный, то и обмотки обычно три (если двигатель односкоростной). Как и любую трёхфазную нагрузку их можно соединить либо звездой, либо треугольником. При подключении звездой — концы всех обмоток соединяют в одной точке, а в треугольнике соединяют конец первой, с началом второй, конец второй с началом третьей, конец третьей с началом первой обмотки.

На рис. 1 изображены эти схемы. На чертежах встречаются в двух вариантах, либо обмотки располагают, повторяя анатомически фигуры звезды и треугольника, либо в более привычном для электрическом схем виде, поэтому на рисунке представлены оба варианта. Цветными линиями условно показаны провода для подключения.

Провода от обмоток электродвигателей выведены в клеммную коробку и закреплены на клеммниках. Эта клеммная коробка называется брно (или борно, а как её называете ВЫ?).

В зависимости от двигателя в брно может быть 3 или 6 проводов. Если там шесть проводов (начало и конец каждой обмотки) — вы можете выбрать схему подключения для вашего случая и на шильдике указываются 2 номинальных напряжения (об этом поговорим ниже), если провода 3 — то обмотки соединены с завода по звезде или треугольнику, тогда на шильдике указывается 1 номинальное напряжение. Чтобы изменить схему подключения — нужно разбирать двигатель, искать места соединения обмоток, разъединять их и делать отводы в брно (см. рис. 3).

Схема подключения выбирается в зависимости от номинальных напряжений электродвигателя и напряжения в электросети, к которой его будут подключать.

Например, у нас есть трёхфазная электросеть с фазным напряжением в 220 вольт, а линейным — 380, стандартные величины для РФ. Нам нужно подключить электродвигатель, что выбрать звезду или треугольник? Осмотрим шильдик электродвигателя, на нем должны быть указаны номинальные напряжения для каждой из схем.

Разберем обозначения двигателей представленные на рисунке 4 подробнее:

а) — подключается по звезде к сети 380/220 (самый распространенный случай) или подключается по треугольнику к сети 127/220 (довольно редкий вариант), либо к трёхфазным частотным преобразователям с однофазным входом на 220В;

б) подключается к сети 380/220 только по схеме «треугольник», но возможен запуск с переходом со звезды на треугольник (для уменьшения пусковых токов при пуске двигатель включают по звезде и на обмотки поступает пониженное напряжение, после разгона обмотки переключают в «треугольник» и на них уже поступает номинальное напряжение);

в) без возможности переключения обмоток, они уже соединены по схеме звезды и рассчитаны на подключение к 380В, для подключения, например, к однофазной сети такой двигатель необходимо вскрыть для вывода концов обмоток и соединения их в «треугольник»., как было показано на рис. 3

С напряжениями и схемами разобрались, идём дальше, чтобы понять, как собрать ту или иную схему. К шпилькам клеммников провода от начал и концов обмоток подключаются строго в определенном порядке, так, чтобы с помощью трёх перемычек можно (или двух перемычек) было собрать звезду или треугольник с минимальным количеством действий. Перемычки, конечно, зачастую стоят из куска провода, но с завода двигатели поставляются с небольшими шинками соответствующих размеров и формы, что мы рассмотрим далее.

Читайте также:  Вылечили глюк правого пассажирского окна - фото отчет

Так чтобы была возможность легко и правильно соединить обмотки, их концы располагают следующим образом: начало первой обмотки над концом третьей, начало второй концом первой и начало третьей над концом второй (вспомните схемы на рисунке 1).

Схема подключения

С выбором схемы соединения обмоток разобрались, идём дальше. В простейшем случае, двигатель может подключаться напрямую к автоматическому выключателю.

Но этот вариант не удобный и не надёжный, хотя бы потому что автоматический выключатель создан для защиты и аварийного выключения цепи, а не для её постоянного рабочего включения и выключения. Для этого есть специальный прибор, такой как контактор или магнитный пускатель.

Они бывают разными как по силе коммутируемого тока, так и по номинальному напряжению их катушки. Ниже будут приведены схемы для пускателей с катушкой на 220 вольт, схемы на 380 аналогичны, но один из проводов катушки следует соединить не с нулем, а со второй фазой.

Контактор – это электромагнитный коммутационный прибор. Работает, как и обычное реле: чтобы привести его контакты в движение нужно подать на катушку напряжение.

Пускатели и контакторы обычно включают через кнопочные посты, это одна или несколько кнопок без фиксации. В каждой кнопке есть две пары контактов — нормально-замкнутая и нормально-разомкнутая.

Рассмотрим первую самую простую схему. Здесь двигатель будет работать только пока нажата кнопка «ПУСК». Если вместо кнопки поставить тумблер, то двигатель будет вращаться пока тумблер включен — такое решение подходит для большей части применений.

Но если вам нужно, чтобы двигатель запускался и останавливался от кнопок «ПУСК» и «СТОП», следует использовать схему с самоподхватом.

Принцип работы схемы:

Когда автоматический выключатель QF включен на силовых контактах контактора и цепи управления появляется напряжение. Через нормально-замкнутую кнопку «СТОП» подаётся напряжение на нормально-разомкнутую кнопку «ПУСК» и блок-контакт. При нажатии кнопки «ПУСК» подаётся напряжение на катушку, контактор срабатывает, замыкаются его силовые контакты, замыкается и блок контакт. Когда кнопку пуск отпускают — контактор остаётся включенным, поскольку ток катушки течет через блок контакт КМ-1.1. Именно это и называется «самоподхват». Чтобы отключить двигатель — нужно разорвать цепь катушки, для этого нажимают на кнопку «Стоп».

Но далеко не во всех случаях достаточно вращения двигателя в одном направлении, есть ряд примеров, когда необходимо обеспечить реверс. Для реверсирования трёхфазных асинхронных двигателей следует поменять местами две любые фазы (см. подключение цветных проводов на рис. 14).

Такую схему часто называют «реверсивная схема пускателя»

Фактически, реверсивная схема подключения трёхфазного двигателя– это две нереверсивных схемы. Разберем отличия.

Здесь добавлена блокировка на нормально-замкнутых контактах контакторов КМ-1.2 и КМ-2.2. Они подключаются в цепь катушки противоположного контактора (КМ2.2 в цепь катушки КМ-1 и наоборот), электрики называют это «защитой от дурака», она защищает от случайного включения контактора, отвечающего за движение в противоположную сторону (когда включен КМ-1 нельзя включать КМ-2 и наоборот).

Если включить оба контактора сразу — произойдет межфазное замыкание.

Второе отличие как раз с этим и связано. Обратите внимание, как подключены силовые контакты КМ-2, а именно на то, как подключен красный проводник. С помощью этого контактора и происходит смена чредования фаз в обмотках двигателя и, как следствие, вращение в другую сторону.

Для смены направления вращения нужно остановить двигатель кнопкой «СТОП» и снова запустить уже в другом направлении.

Соответственно для сборки такой схемы либо в контакторе должно быть две пары блок контактов (нормально-замкнутый и нормально-разомкнутый), либо устанавливать на такой контактор как был показан выше приставку с блок-контактами.

Заключение

Встречаются и другие схемы, например, без самоподхвата, для подключения тельферов и грузоподъемных механизмов, с тепловыми реле и универсальными устройствами для защиты двигателя и рассмотреть их все в пределах одной статьи сложно, поэтому предлагаю поделиться опытом и обсудить эту тему в комментариях.

Ссылка на основную публикацию
Щетки стеклоочистителя Хендай Солярис 2011-2017 г
Стеклоочистители на Hyundai Solaris; Про щётки Выбираем, какие щётки поставить на Солярис. Рассмотрим бескаркасные, гибридные и каркасные дворники проверенных производителей....
Штраф за перевозку детей без кресла в 2019 году — наказание за отсутствие автокресла
Штраф за отсутствие детского кресла размер, когда начисляется В пункте 22.9 ПДД закреплены правила перевозки ребенка в салоне авто. Речь...
Штраф за переход дороги в неположенном месте в 2020 размер суммы, как проверить, оплатить меньше Юр
Штраф за не пропущенного пешехода размер, правила, наказание Все водители должны пропускать пешеходов на специальных переходах. Если водитель этого не...
Щетки стеклоочистителя Шевроле Авео 2002-2018 г
Размеры дворников Chevrolet Aveo 1 Но я не растерялся, и как дал ему по роже, а он хватается за коленку...
Adblock detector