Хребет Pinzgauer — — LiveJournal

Рама автомобиля что это такое, виды и типы рам, лонжеронная, пространственная, хребтовая, трубчатая

Одним из важнейших элементов автомобиля является несущая система. Именно она дает возможность сделать из всех составляющих машины единое целое. Ранее все транспортные средства имели рамную конструкцию. Однако со временем она была вытеснена другими типами, в том числе несущим кузовом, который используется почти на всех легковых машинах. Тем не менее, рамная несущая часть все равно используется – на внедорожниках и грузовых авто.

  1. Что такое рама автомобиля: назначение, плюсы и минусы
  2. Виды рам
  3. Лонжеронная рама
  4. Лонжеронная Х-образная
  5. Периферийная
  6. Хребтовая рама
  7. Вильчато-хребтовая
  8. Пространственная рама
  9. Несущее основание

Что такое рама автомобиля: назначение, плюсы и минусы

Рама автомобиля – балочная конструкция, которая выступает как основа для крепления всех узлов и агрегатов, таких как силовая установка, элементы трансмиссии, ходовой части и так далее. Кузов при такой конструкции несущей системы обеспечивает пространство для размещения пассажиров и багажа, а также выполняет декоративную функцию.

Рама автомобиля

Применение рамы дает возможность дать несущей части высокую прочность. Поэтому ее используют в грузовиках и внедорожниках. Также она дает возможность максимальной унификации узлов и механизмов между моделями различных классов.

Ранее производители автомобилей выпускали шасси авто с базовыми частями (рамой, мотором, трансмиссией и т.д.), куда «натягивались» различные типы кузовов.

Рама в автомобиле выступает как «скелет». Она воспринимает все внешние и внутренние нагрузки при движении машины и даже при ее стоянке. Ввиду этого к автомобильной раме предъявляется ряд требований:

  • достаточная прочность и жесткость;
  • небольшая масса;
  • правильная форма, которая будет способствовать рациональной работе всех элементов автомобиля.

Рамная несущая часть обладает рядом преимуществ. Так, благодаря ей собирать машину и ремонтировать ее в дальнейшем становится значительно проще. Основное отличие рамной конструкции от кузовной в том, что любую поломку можно легко устранить благодаря хорошему специалисту и материалам. Еще одно важное достоинство: езда на плохих дорогах не будет чревата перекосами кузова (проемов дверей, стоек и т.д.).

Лонжеронная рама

Наряду с этим, есть и недостатки. Первый – существенное увеличение веса автомобиля ввиду наличия отдельных рамы и кузова. Соответственно, расход топлива также будет больше. Другой минус в том, что для размещения лонжеронов под кузовом нужно дополнительное место, что усложняет посадку в машину и отнимает существенную часть салона.

Также отмечается снижение пассивной безопасности, поскольку есть вероятность смещения рамы относительно кузова в случае удара. Поэтому несущий кузов – неотъемлемый элемент легкового автомобиля. В то же время рамная конструкция хорошо справляется с тяжелыми условиями, в которых ездят грузовые авто и внедорожники.

Виды рам

Рамы разделяются на несколько видов, отличающихся по конструктивным особенностям:

  • лонжеронные;
  • хребтовые;
  • пространственные.

У некоторых видов имеются подвиды. Выделяются также комбинированные типы, сочетающие в конструкции составляющие разных типов рам.

Лонжеронная рама

Это самый распространенный вид. В конструкцию рамы входят две силовые продольные балки, которые называются лонжеронами. Они тянутся вдоль кузова и соединяются посредством поперечин. Балки выполняются из стали. С целью повышения показателей скручивания могут применяться различные виды профиля сечения.

Лонжероны необязательно ровные – иногда они имеют и вертикальные, и горизонтальные изгибы. Они могут располагаться как параллельно горизонтальной плоскости, так и под определенным углом, что присуще для внедорожников. Также возможно разное расположение поперечин, за счет которых соединяются лонжероны. На сегодня это наиболее популярная рамная конструкция, применяющаяся в большинстве грузовиков и внедорожников.

Такая рама отлично подходит для эксплуатации машины в условиях плохих дорог. Также она упрощает ремонт и сборку автомобиля. Минусы же в том, что лонжероны отнимают немалую часть салона и несколько усложняют процесс посадки.

Виды лонжеронных рам

Лонжеронная Х-образная

Х-образная рама – один из видов лонжеронной. Особенность ее конструкции в том, что лонжероны спереди и сзади разведены, а в центре – максимально сведены. Данный тип на вид похож на буку «Х», что и послужило причиной его названия.

Периферийная

Является видом лонжеронных рам. Этот вид начал активно использоваться на крупных легковых машинах европейского производства и «дредноутах» из США в 60-х годах. В таких рамах лонжероны расположены настолько широко, что в процессе установки кузова они располагаются у порогов. Это позволяет существенно снизить уровень пола, одновременно с этим уменьшив непосредственную высоту машины.

Важное достоинство подобной машины в ее максимальной приспособленности к боковым ударам. Однако есть существенный минус – рама не может выдержать значительные нагрузки, поэтому кузов авто должен обладать необходимой прочностью и жесткостью.

Хребтовая рама

Данный вид рам разработали представители компании «Татра» и преимущественно он применялся для машин ее производства. Главный несущий элемент – труба, соединяющая двигатель спереди с элементами трансмиссии, которые расположены внутри нее. По сути, труба выступает единым картером для коробки передач, раздаточной коробки и приводных валов. Крутящий момент от двигателя к трансмиссии поступает посредством помещенного в трубу вала. Причем данный вал не является карданным, что обеспечивает большую надежность.

Хребтовая рама

Подобная конструкция рамы в сочетании с независимой подвеской колес обеспечивает очень большие хода, что делает ее незаменимой в транспортных средствах специального назначения.

Преимущество хребтовой рамы также заключается в том, что она имеет очень высокую жесткость на кручение, а элементы трансмиссии надежно защищены от внешнего воздействия. Но ввиду того, что определенные механизмы расположены внутри конструкции рамы, ремонтные работы заметно усложняются.

Вильчато-хребтовая

Вильчато-хребтовый тип рам тоже является разработкой «Татра». В таком варианте двигатель крепится не к трансмиссионной трубе, а на специальной лонжеронной вилке. Это сделано для того, чтобы сократить уровень передающихся вибраций от работающего ДВС на раму и, следовательно, на кузов автомобиля. Однако, на сегодняшний день вильчато-хребтовые рамы уже не применяются в автомобилестроении.

Вильчато-хребтовая рама

Пространственная рама

Самый сложный тип рамной конструкции, применяющийся для спортивных машин. Это конструкция представляет собой каркас на основе тонких легированных труб и имеет очень высокие показатели по жесткости и прочности. В автомобилестроении данные рамы были вытеснены монококами, однако, похожие конструкции используются при создании автобусов.

Читайте также:  Поворот на перекрестках и все что с ним связано по ПДД или как не попасть на штраф

Пространственная рама

Несущее основание

Несущее основание – это что-то среднее между кузовом и рамной конструкцией. Тут также используются лонжероны, но они объединены днищем, а не поперечинами. Наиболее массовый и популярный обладатель несущего днища – «Фольксваген Жук», у которого кузов крепится к плоской панели пола посредством болтов. Аналогичную конструкцию имеет и другая машина массового производства – Renault 4СV.

Несущее основание

Несущее днище отличается высокой технологичностью и применяется в крупносерийном производстве. Данная конструкция позволяет сделать пол и центр тяжести автомобиля достаточно низкими.

У рамной несущей части автомобиля есть ряд достоинств и особенностей, которые делают ее незаменимой для грузовых машин и внедорожников. И хотя рама используется сугубо для конкретных видов автомобилей, некоторые элементы ее конструкции применяются крайне широко, так как позволяют сделать несущие кузова более жесткими. Почти любая легковая машина оснащена усиливающими лонжеронами либо подрамниками.

ТАТРА 815 — универсальность и надежность

Tatry — так называется система карпатских гор, насчитывающая 25 горных пиков. Именно такой логотип выбрала для себя в 1919 году одна из самых старых автомобилестроительных европейских компаний «Schustala & Company» (с 1918 года — Koprivnicka vozovka a. s.) Основанная в 1850 году, она изначально выпускала брички и коляски, затем занималась производством железнодорожных вагонов и наконец в 1897 году выпустила первый в Центральной Европе легковой автомобиль.

Компания TATRA

Свой первый грузовой автомобиль компания «Schustala & Company» выпустила в 1898 году. А в 1923 году на Парижском автосалоне был продемонстрирован оригинальный автомобиль Tatra-11 с независимой подвеской. В этом образце была воплощена новая для того времени концепция построения транспортных средств. Она заключалась в том, что вместо прямоугольной рамы в автомобиле использовалась центральная труба (хребтовая рама) с силовым агрегатом, установленным над его передней осью. Главная передача с качающимися полуосями и подвеской монтируется сзади.

Автором концепции был талантливый чешский инженер Ханс Ледвинка (1878-1967), изобретение которого определило всю дальнейшую стратегию развития тяжелых грузовиков, разрабатываемых компанией, носящей в настоящее время название TATRA TRUCKS a. s.(1992). Ее специалисты до настоящего времени работают над совершенствованием конструкции хребтовой рамы с качающейся подвеской, доказывая всему миру, что она наиболее эффективна в условиях бездорожья.

Автором концепции был талантливый чешский инженер Ханс Ледвинка (1878-1967), изобретение которого определило всю дальнейшую стратегию развития тяжелых грузовиков, разрабатываемых компанией, носящей в настоящее время название TATRA TRUCKS a. s.(1992)

Начиная с 30-х годов прошлого столетия основное внимание компания уделяет разработке и производству грузовых автомобилей. На базе конструкции, разработанной Х. Ледвинком, выпускались различные версии грузовиков Т72, Т82 и Т92. Используя опыт, накопленный за время работы в компании, Х. Ледвинка разрабатывает грузовик с колесной формулой 6х6, оснащенный дизельным двигателем воздушного охлаждения. Его производство началось в 1942 и продолжалось до конца 50-х годов. По мнению экспертов автомобиль, которому присвоили обозначение Т111, был лучшим тяжелым грузовиком того времени.

На смену Т111 в 1956 году пришли грузовики Т137 с колесной формулой 4х4 и Т138 (колесная формула 6х6). В 1970 грузовик Т138 был модернизирован. Его модернизированная версия Т148 выпускалась вплоть до 1983 года.

На смену Т111 в 1956 году пришли грузовики Т137 с колесной формулой 4х4 и Т138 (колесная формула 6х6)

В 1968 году начат серийный выпуск мощного четырехосного грузовика Т813 Koloss, который считается предшественником наиболее известных автомобилей компании TATRA TRUCKS a. s. — семейства Tatra 815. Модельный ряд этих грузовиков в настоящее время является основным в производственной программе компании. Они постоянно участвуют во всевозможных соревнованиях и тестовых заездах.

Компания TATRA TRUCKS a. s., история которой насчитывает без малого 100 лет — бесспорный лидер среди производителей грузовых автомобилей высокой проходимости. Достигнуто лидирующее положение благодаря использованию нетипичной для таких автомобилей независимой подвески колес, смонтированной на раме хребтовой конструкции.

Хребтовая рама

Хребтовая рама конструктивно представляет собой шасси, центральным элементом которого служит трансмиссионная труба. На ней монтируются:

  1. Силовой агрегат.
  2. Сцепление.
  3. Коробка переключения передач.
  4. Главная передача.

Построенный на такой раме автомобиль оснащается независимой подвеской всех колес, выполненных с помощью качающихся полуосей, закрепленных по бокам трубы. Его отличает высокий показатель скручивающей жесткости.

Построенный на такой раме автомобиль оснащается независимой подвеской всех колес, выполненных с помощью качающихся полуосей, закрепленных по бокам трубы

На базе хребтовой рамы легко построить транспортное средство с любым количеством ведущих мостов, что особенно важно при создании различных модификаций тяжелых грузовиков, предназначенных для работы в тяжелых дорожных условиях.

Тяжелые грузовики Tatra 815

Большегрузные грузовики Tatra T815 обязаны своим появлением на свет специальному заказу правительства СССР (1970) на разработку и производство универсальных грузовых автомобилей, способных заменить морально устаревшие Т148 и Т183. Однако путь к серийному производству оказался нелегким. Проиграв в конкурентной борьбе отечественному концерну LIAZ, получившему в тоже время аналогичный заказ, чешская компания была вынуждена на несколько лет отложить производство грузовиков. Вернувшись к проекту в 1979 году, автомобили семейства «Татра 815» прошли большое количество разнообразных тестов и испытаний. В результате к серийному выпуску были рекомендованы 9 моделей. Среди них:

  • самосвалы;
  • бортовой автомобиль;
  • балластный тягач;
  • «голое» шасси;
  • двух- и трехосные седельные тягачи.

Автомобиль «Татра 815» серийно начали выпускать в 1983 году. Благодаря оригинальным техническим решениям, которые позволили обеспечить новым грузовикам высокие технические характеристики, они быстро стали востребованными во многих отраслях народного хозяйства СССР. Не уменьшилась их популярность и в наше время. Разработчики TATRA TRUCKS a. s. постоянно совершенствуют конструкцию автомобилей — она неоднократно подвергалась модернизации (1989, 1994, 1997, 2000, 2003, 2010).

Отечественным аналогом грузовика «Татра 815» считается автомобиль КамАЗ-6520.

Базовые технические решения

Высокие технические характеристики грузовиков Tatra 815 обусловлены применением технических решений, проверенных и доведенных до совершенства за почти 100-летнюю их эксплуатацию. К таким, присущим только автомобилям бренда TATRA, решениям относятся:

  1. Использование дизельного двигателя с воздушным охлаждением.

Современный силовой агрегат TATRA 815 V8 с системой непосредственного впрыска топлива, турбонаддувом и кулером всасываемого воздуха обеспечивает мощность в диапазоне от 310 до 440 л. с. и крутящий момент от 1400 до 2100 Нм. Подача топлива осуществляется топливным насосом высокого давления. Оригинальна и конструкция составного коленчатого вала на роликовых подшипниках. Мотор полностью соответствует требованиям экологического стандарта ЕВРО-5. При этом расход топлива не превышает 12,7 л/100км.

Кроме базового двигателя возможна установка и других моторов. Среди них:

  • силовые агрегаты собственного производства с числом цилиндров V10 и V12;
  • двигатели с жидкостным охлаждением (мощность 350-590 л. с.) производства компаний Cummins и Deutz.
  1. «Фирменная» хребтовая рама и подвеска всех колес с использованием независимо подвешенных качающихся полуосей. Использование хребтовой рамы избавляет автомобиль от нагрузок на скручивание. При преодолении препятствий и на крутых поворотах колеса от грунта не отрываются, что повышает устойчивость и проходимость тяжелой машины.
  2. Оригинальная коробка переключения передач, внутренний объем которой приспособлен для качающихся полуосей. В ее картере находятся дисковые ведущие колеса (по одному на каждой полуоси). Там же смонтированы две шестерни, передающие крутящий момент от цилиндрического дифференциала, размещенного в несущей трубе.
  3. Тормозная система с пневматическими тормозами барабанного типа, оснащенная клиновидными прокладками и датчиками ABS (Anti-lock Brake System).
Читайте также:  Вебасто инструкция по эксплуатации

Достоинства

Достоинства грузовиков, входящих в семейство Tatra 815 были заложены разработчиками в процессе их создания. В основе удачных технических решений лежит правильный выбор концепции проектирования — изначальная разработка большегрузного транспортного средства, предназначенного для работы в экстремальных условиях бездорожья (в том числе и на севере). Все версии автомобиля Tatra 815, использование которых предполагалось на дорогах с твердым покрытием, разрабатывались как производные от первоначальной концепции. Именно поэтому высокие е характеристики (максимальная скорость до 90 км/час, расход топлива до 12 л/км и др.) автомобили демонстрируют в сложных условиях эксплуатации.

К достоинствам автомобиля можно отнести модульную систему, которая дает возможность выпускать его с разным количеством колесных осей (от 2 до 6). Выбор подвески осуществляется в зависимости от конфигурации грузовика. Она может быть:

  • торсионной;
  • рессорной;
  • с использованием пневмобаллонов.

Кроме того специалистами TATRA TRUCKS a. s. разработана оригинальная конструкция задней подвески, состоящая из пневмобаллонов и внутренней спиралевидной пружины (King Frame). Все виды подвески оборудуются телескопическими амортизаторами, а некоторые из них и стабилизаторами торсионов.

Бескапотная компоновка позволила оснащать автомобили различными вариантами кабины. Кроме стандартной потребителю предлагаются:

  • кабина с расширенным пространством за сидениями, которая позволяет организовать спальное место;
  • удлиненная четырехдверная кабина для пожарных машин, вмещающая до 6 человек;
  • низкая кабина, предназначенная для автомобиля с манипулятором.
  • Конструкция кабин отличается эргономичностью. Большое лобовое стекло улучшает обзорность, а боковые зеркала дают возможность водителю держать весь автомобиль в поле зрения. Все органы управления расположены в зоне досягаемости — тянуться к ним не надо. Кресло водителя — пневматическое, с возможностью регулировки. Адаптированные к эксплуатации в жестких погодных условиях, кабины оснащаются дизельным отопителем и кондиционером.

Технические характеристики популярных моделей

Одна из самых популярных моделей Tatra в России — самосвал 290S84 с колесной формулой 8х8 и кузовом с односторонней разгрузкой сзади.

Одна из самых популярных моделей Tatra в России — самосвал 290S84 с колесной формулой 8х8 и кузовом с односторонней разгрузкой сзади

Грузовик имеет три варианта исполнения:

  • с кузовом, имеющим объем 16 куб. м. (необогреваемый);
  • с обогреваемым кузовом объемом 14 куб. м. Обогрев кузова осуществляется выхлопными газами;
  • оснащенный пакетом «Север», включающим в себя:
  1. Обогреваемый кузов объемом 14 куб. м.
  2. Электрический отопитель двигателя.
  3. ТЭН в картере для подогрева моторного масла.
  4. Электрический чехол для согревания аккумуляторной батареи.

На самосвал устанавливают:

  • дизельный двигатель мощностью 402 л. с.
  • 16-ступенчатую коробку переключения передач (синхронизированная, 12 передних и 2 задних передачи).

Самосвалы этой модели способны перевозить грузы весом от 24,6 до 25,3 тонны.

Линейка самосвалов Tatra815 включает в себя модели с колесными формулами от 4х4 до 12х12. Мощность двигателей также различна — от 310 до 820 л. с. Все модели оснащаются полным приводом. Конструкция кузова также может быть различной, предусматривающей в том числе и боковую разгрузку.

Еще одна популярная модель Tatra — седельный тягач 230N9T c колесной формулой 8х8.

Еще одна популярная модель Tatra — седельный тягач 230N9T c колесной формулой 8х8.

Тягач оснащается дизельным двигателем мощностью 442 л. с., который агрегатирован 16 ступенчатой коробкой переключения передач (2 задних и 14 передних). Кроме того имеется дополнительная коробка (понижающая, двухступенчатая), позволяющая увеличить количество передач. Кабина оборудована спальным местом. При необходимости тягач 290Н9Т комплектуется пакетом «Север». Он способен транспортировать автопоезд, максимальная масса которого составляет 110 тонн. При этом полная масса автомобиля составляет 42 тонны.

  • Экскаватор-планировщик UDS-214 на шасси Tatra T815.

Универсальность технических решений инженеров TATRA TRUCKS a. s. подтверждает оригинальная конструкция гидравлической отделочной машиной UDS-214, которая монтируется на «голом» шасси T815. Эта машина способна выполнять все виды землеройных работ. Для этого он оснащается двумя ковшами, с помощью которых можно:

  1. Разрыхлять и поднимать грунт 2 — 4 классов (основной ковш объемом 0,63 м. куб.);
  2. Работать с грунтами 5 класса объемным весом до 1800кг/м. куб. (дополнительный ковш + комплект сменного оборудования).

Угол наклона плеча у экскаватора составляет 90 градусов, что позволяет использовать его для обработки горизонтальных стен и планирования откосов вдоль автомобильных дорог.

Универсальность технических решений инженеров TATRA TRUCKS a. s. подтверждает оригинальная конструкция гидравлической отделочной машиной UDS-214, которая монтируется на «голом» шасси T815

Автомобиль выпускается с комфортабельной кабиной оператора экскаватора, которая оборудована системой зависимого водяного отопления и двухступенчатым вентилятором. Для вентиляции предусмотрен специальный люк в крыше кабины.

  1. Габаритные размеры экскаватора, мм — 8840х2500х4000;
  2. Вес, т — 22,8.
  3. Транспортная скорость, км/час — 70;
  4. Колесная формула — 6х6;
  5. Мощность двигателя, л. с. — 312;
  6. Производительность, куб. м./час — 115.

Управление экскаватором осуществляется с помощью джойстиков, расположенных на подлокотниках сиденья оператора.

Кроме того экскаватор оснащен уникальной функцией «микроход» — возможность управления шасси из кабины надстройки.

«Косолапый» трудяга: юбилей «Татры»

В этом году исполняется 70 лет с начала поставок в нашу страну машин самой известной в СССР импортной грузовой марки, знаменитой чешской «Татры». Ведь их количество значительно превышало любой другой импорт на наших дорогах. Всего их было поставлено почти 100 000 штук

Вот уже больше сотни лет предприятие в чешском Копрживнице производит уникальные машины, последние сорок лет — только грузовые. О них слышали даже далекие от грузоперевозок люди. На междугородней трассе вы вряд ли встретите «ТАТРУ», ее предназначение в ином. Настоящее и полное бездорожье — вот основное предназначение чешских машин.

Трехосный самосвал модели Т111 на земляных работах в Горьковской области (фото Николая Добровольского)

В основе лежит собственная модульная конструкция, которая появилась еще в начале 1920-х годов, — знаменитая «татровская» хребтовая рама-труба, к которой крепятся двигатель и коробка передач. Кроме того, эта конструкция позволяет устанавливать разрезные мосты с независимой подвеской, то есть дает огромный диапазон перемещения полуосей в вертикальной плоскости и, как следствие, высокую проходимость. А сама независимая подвеска типа «качающейся полуоси» реа лизована с использованием конических шестерен главной передачи (они заменяют карданный шарнир).

Труба изготовлена из рессорной стали, у нее огромная прочность и жесткость на кручение, что облегчает надстройку и подрамник автомобиля, а также позволяет грузить машину «с запасом». Из-за такой конструкции самосвалы TATRA впрямую конкурируют в карьерах с сочлененными самосвалами. Хребтовая рама надежно защищает конструкцию автомобиля снизу. Повредить силовой агрегат, коробку передач или какой-либо другой узел, наехав на валун в карьере, практически невозможно.

Читайте также:  Все эмблемы и логотипы автомобильных марок Ремонт авто

Самый мощный в гамме 1954 г. балластный тягач TATRA T141

Отсюда же вытекает еще одно преимущество — любой размер колесной базы и количество мостов. Можно выбирать колесную формулу 4х4, 6х6, 8х8 и так далее. На сегодняшний день индийские военные (там действует совместное предприятие) используют даже машины формулы 12х12 в качестве носителя ЗРК.

Конечно, чудес не бывает, и за все нужно платить. Есть недостатки и в «татровской» конструкции. Во-первых, излишний собственный вес хребтовой рамы — у четырехосной машины он достигает 600 кг. Кроме того, затруднен доступ к некоторым узлам, например, шарнирам или раздаточной коробке. В-третьих, из-за конструкции полуосей в разгруженном состоянии колеса стоят под углом к поверхности (знаменитая «татровская» «косолапость» — паразитный развал колес). Это приводило к неравномерному износу покрышек, которые периодически нужно было разворачивать на 180°. Почему было? Потому что «татровцы» от этого недостатка избавились, разработав новую подвеску King Frame с пневмобаллонами. Теперь колеса всегда стоят в нормальном положении, а кроме того, новая подвеска позволила повысить нагрузку на ось до 15 т.

Знаменитые TATRA Т138 встречались не только в Сибири, но и по всему СССР (фото Николая Добровольского)

Оригинален у «ТАТРЫ» и двигатель собственной разработки модульной конструкции — воздушного охлаждения, стандартов Евро-3, -4 и -5. Кстати, силовой агрегат — единственный в мире дизель с непосредственным впрыском топлива и механическим ТНВД без электронной начинки. А поскольку 8-цилиндровый мотор имеет V-образную конструкцию с раздельными головками блока цилиндров, все это означает его надежность, простоту обслуживания и высокую ремонтопригодность.

Неудивительно, что массу продукции традиционно составляют самосвалы. До сегодняшнего дня самосвалы составляют подавляющее большинство ежегодного выпуска. Они импортируются по всему миру, от Австралии до Китая. Именно они стали широко известны еще в СССР, где их «поголовье» доходило до нескольких десятков тысяч.

Их преемник, самосвал TATRA Т148. Многие из них дожили до начала XXI века

Поставки этих машин начались еще в 1945 году. Правда, носили они штучный характер: предприятие, как и вся Европа, только начинало восстанавливаться после войны. Тем не менее несколько тогдашних серийных машин Т111 были отправлены в СССР. Это были «настоящие» «ТАТРЫ», уже со всей классической атрибутикой — капотные, с дизелем воздушного охлаждения (12 цилиндров, 210 л. с.) и хребтовой рамой. Первыми пошли длиннобазные модификации с бортовой платформой, грузоподъемностью 10 т.

Они поставлялись до 1962 года, в основном в виде бортовых машин и самосвалов, причем последние модернизировались и образовали особое семейство T141–T146. Среди них были и уникальные по тем временам 100-тонные балластные тягачи с двойной кабиной.

Т813 встречалась в СССР редко, в основном в виде 3-осных балластных тягачей с необычным расположением мостов

В 1960 году началось активное освоение западносибирских месторождений, и как раз к этому времени «ТАТРА» разработала новое семейство капотных машин — Т138. Оно получило новую, просторную 3-местную кабину, интегрированный капот, новый двигатель. Да и в целом обладало рядом передовых решений: гидроусилитель руля, отключаемый передний мост, торсионная передняя подвеска. Это семейство начало массово поставляться на сибирские стройки, положив начало высокой репутации марки.

К концу десятилетия на «ТАТРЕ» разработали новый двигатель V8 (12,6 л; 203–212 л. с.). Его установка потребовала большего подкапотного пространства, в результате чего появилась новая модель Т148, во многом унифицированная с предшественницей. Однако было произведено более 80 изменений, в частности, снижен расход топлива, понижен уровень шума в кабине, применены воздухоочистители с масляной ванной, новый генератор и др., грузоподъемность увеличилась до 16 т. Впервые появилось исполнение «Арктика», специально для условий русского Севера. К началу поставок (1972 г.) машины марки пользовались большой популярностью в СССР, а всего машин Т148 в СССР работало больше 25 000 шт.

Экспериментальная TATRA Т815 во время испытаний в СССР, 1970 г. (фото из архива Максима Шелепенкова)

В 1967 году появилась серия Т813, предназначенная для армейских нужд. От предшественниц она отличалась передовой бескапотной компоновкой, позволившей увеличить полезную длину. Несмотря на двойное применение, они в Советский Союз поступали в крайне незначительных количествах, в основном в виде тяжелых балластных тягачей 6х6.

Ситуация кардинально изменилась в 1983 году, когда в серию пошла знаменитая TATRA Т815, производимая до сих пор. Она получила новую, более современную кабину и новые агрегаты: три унифицированных дизельных двигателя воздушного охлаждения (V8 — 213 л. с., V10 — 283 л. с., V12 — 320 и 360 л. с.), два варианта мостов и две коробки передач (10- или 20-ступенчатая).

Ресурс машин кажется бесконечным. Часто после нескольких десятилетий работы из самосвалов делали тягачи, и они продолжали работать

Самой популярной стала модель 15-тонного самосвала TATRA T815S1 6х6.2 с 10-цилиндровым двигателем. Кроме самосвалов, составлявших до 90 % импорта марки, СССР закупал экскаваторы-планировщики, цементовозы и бортовые машины.

815-я пережила три модернизации, дала жизнь нескольким семействам (TERRN°1, Armax, Force) и выпускается (и продается у нас) до сих пор. Она же побила рекорд всех импортных поставок чешских машин: больше 35 000 штук всех модификаций.

Знаменитый «трудяга» — самосвал TATRA T815S1 со сдвинутым вперед передним мостом

В 1998 году в программе у чехов появился вроде бы «шаг назад» — капотник. Разработанная специально для «русских северов» машина капотной (вернее, полукапотной) компоновки специально была названа «Ямал», чтобы подчеркнуть преемственность с классическими, хорошо известными со времен СССР машинами. Помимо сужающегося для лучшей обзорности капота, машина в остальном была типичной конструкцией с увеличенной до 24 т грузоподъемностью (в «карьерной» версии, с усиленными мостами), но — «сырой», и на испытаниях показала себя не лучшим образом. И хотя чехи все замечания учли, особого распространения машина не получила до сих пор, хотя и есть в производственной программе.

Поскольку в России стали внимательнее относиться к строительству технологических дорог, даже «на северах», необходимость в таких брутальных машинах, как TATRA, продолжает снижаться, а вне России и того больше. Поэтому три года назад чехи решились на неожиданный ход — новое семейство, разработанное совместно с голландцами. В конце 2011 года появилась модель Т158 Phoenix (Феникс) с неожиданно знакомой кабиной. Это продукт глобализации, появившийся в результате покупки доли чехов голландской компанией DAF. Машина имеет традиционную «татровскую» ходовую — с хребтовой рамой и независимой подвеской любого количества приводных осей и голландские агрегаты — кабину и двигатель. В результате выигрывают обе стороны, а также потребитель. В небольших количествах «Фениксы» продаются и в России.

Новейшее семейство «Феникс» уже встречается и у нас, конечно, в роли внедорожного самосвала

Ссылка на основную публикацию
Холостой ход трансформатора что это за режим, схема замещения, меры снижения тока
Холостой ход трансформатора опыты и методы снижения тока ХХ Одно из наиболее используемых электротехнических устройств – трансформатор. Данное оборудование используется...
Характеристики автобусов ПАЗ
ПАЗ-3205 (32053 и 32054…) цена и характеристики, фотографии и обзор ПАЗ 3205: технические характеристики и цены. Обзор «32053», «32054» и...
Характеристики автомобиля габаритные размеры, масса автомобиля, колесная база
Бибипедия технические характеристики автомобиля Справочник по всем маркам и моделям автомобилей. Технические характеристики авто. Подробное описание каждой модели по годам...
Хонда CBR 1100 XX Backbird технические характеристики байка, отзывы владельцев
Honda Blackbird CBR1100XX технические характеристики, отзывы Одной из предпосылок выхода в свет Honda CBR 1100 XX Blackbird стало появление модели...
Adblock detector