Что заливают в радиатор своего автомобиля знающие водители видео; АвтоНоватор

Что лучше тосол или антифриз, видео о разнице между ними, какую охлаждающую жидкость заливать в сист

Чтобы понять, что лучше Тосол или антифриз, нужно разобраться с их характеристиками и обозначить условия использования. Некоторые считают, что для отечественных авто лучший вариант — это Тосол. Другие говорят о пользе антифриза за счет новых технологий и «умных» присадок к нему.

Состав и свойства антифриза и Тосола

Основные способы дифференциации

Сравнение охлаждающих жидкостей

Тосол и антифриз стандарта G11

Тосол и антифриз стандарта G12

Тосол и антифриз стандарта G13

Срок эксплуатации ОЖ

Взаимодействие с металлами

Стабильность состава и свойств

Срок эксплуатации помпы

Влияние на экологию

Видео «Правда об антифризах и Тосолах»

Комментарии и Отзывы

Состав и свойства антифриза и Тосола

Основой Тосола является этиленгликоль. Этот хладагент имеет отличные показатели устойчивости при низких температурах. Со времен Советского Союза для дифференциации границ замерзания Тосол окрашивают в синий и красный цвет. Отличие этих двух видов только в красителе, концентрации спирта и температуре кристаллизации. Синий хладагент замерзает при температуре -40°C, красный — при -65°C. Используется Тосол в двигателях внутреннего сгорания.

Как правило, общий состав синей и красной жидкости следующий:

  • этиленгликоль;
  • глицерин;
  • дистиллированная вода;
  • силикатные присадки.

Но, как известно, этиленгликоль в паре с дистиллированной водой имеет разрушающее коррозионное воздействие на систему охлаждения. В этой ситуации именно присадки защищают патрубки. Они покрывают внутреннюю поверхность шланга тонким слоем пленки и тем самым исключают прямое воздействие агрессивных компонентов.

Антифризом, в свою очередь, называют целую группу хладагентов, которые сохраняют жидкую форму при низких температурах. Используют их не только в двигателях внутреннего сгорания, но и в топливе для авиации.

В целом состав антифризов похож на Тосол:

  • этиленгликоль;
  • глицерин;
  • дистиллированная вода;
  • присадки.

Но в некоторых моделях антифриз довольно серьезно отличается присадками. Чем дороже жидкость, тем лучше добавка и больше срок ее использования. Кроме этого, хладагент стандарта G13 включает в себя пропиленгликолевую основу.

Главное различие между этими двумя хладагентами — химические или органические присадки. Основной состав практически идентичный.

Основные способы дифференциации

На видео можно детально ознакомиться с основными отличиями Тосола от антифриза. Снято каналом Avto-Blogger.ru.

Чтобы выбрать, что лучше заливать Тосол или антифриз в систему охлаждения, нужно понимать, что, помимо присадок и цвета, разница будет и в фактуре жидкости. Тосол имеет маслянистый вид, тогда как антифриз по консистенции больше похож на воду.

На данный момент существуют такие виды антифриза:

  1. ОЖ стандарта G11. Эта жидкость зеленого цвета. Имеет силикатную основу, содержит химические присадки. Главное ее свойство — защита патрубков системы охлаждения от пагубного воздействия, путем обволакивания их тонкой пленкой. Кроме этого, антифриз эффективно борется со ржавчиной.
  2. Хладагент G12, G12+ и G12++. Данная жидкость красного оттенка изготовлена на основе карбоксилатных соединений, что позволяет ей создавать защитный слой только там, где образовалась коррозия. Класс G12+ и G12++ производится по лобридной технологии с применением органических кислот.
  3. Охлаждающая жидкость G13 и G13+. Антифризы этого стандарта имеют желтый или фиолетовый цвет. Изготовлены на пропиленгликолевой основе, что говорит об их безопасности и экологичности.

Сравнение охлаждающих жидкостей

Зная главные признаки дифференциации, можем перейти к непосредственному сравнению антифризов и Тосола для определения, что лучше залить в машину.

Тосол и антифриз стандарта G11

Эти вещества практически идентичны. Тосолы отечественного производства — это G11 в Европе. По общему правилу антифриз данного стандарта изготовители окрашивают в зеленый цвет.

Положительным качеством антифриза G11 и Тосола является их способность создавать пленку, которая предотвращает прогрессирование коррозии.

К минусам обеих жидкостей можно отнести то, что требуется полная замена этих хладагентов один раз в два года. Если не придерживаться данного правила, то сухой осадок забьет патрубки, а это грозит отказом системы охлаждения и «закипанием» двигателя. Кроме этого, у них плохая теплоотдача. В результате мотор больше греется в летнее время суток.

Тосол и антифриз стандарта G12

Основной состав этого антифриза и Тосола идентичен. Различие лишь в присадке органического происхождения — карбоновой кислоте, которая содержится в антифризе. Благодаря присутствию такой добавки защитная пленка не создается по всей системе, а только там, где образовалась ржавчина, в результате возрастает теплоотдача.

Следовательно, преимуществом в пользу антифриза является улучшенное охлаждение системы и увеличение ее срока службы за счет присадок, входящих в состав жидкости.

Тосол и антифриз стандарта G13

Основной состав хладагента этого класса кардинально отличается от Тосола и антифризов других стандартов. Дело в том, что жидкость изготовлена на пропиленгликолевой основе. А это говорит о ее экологичности и безвредности. Кроме того, данный антифриз создает тончайшую защитную пленку в системе, которая не препятствует охлаждению, обеспечивая отличную теплоотдачу и сохранность от коррозии. Чего нельзя сказать о Тосоле.

Читайте также:  Через сколько выходит алкоголь из организма

Эффективность охлаждения

Тосол в своем составе содержит химическую присадку. Главное ее предназначение — это формирование специального слоя на внутренней стороне патрубков. Из плюсов можно выделить защиту от коррозии. Но не все так хорошо. Толстая пленка значительно ухудшает теплоотвод, а в результате лучше греет двигатель. Как вывод — рабочая температура мотора растет, а вместе с ней и расход топлива. Это приводит к быстрому износу двигателя и его капитальному ремонту.

Некоторые классы антифриза, в свою очередь, лучше охлаждают, так как образуют защитный слой только в местах, где образовалась коррозия. Или создают тонкую пленку, которая не препятствует теплоотдаче.

Срок эксплуатации ОЖ

Из-за того, что не существует датчиков, которые могут сообщить о состоянии охлаждающей жидкости, необходимо следить за рядом показателей.

К ним относятся:

  • количество километров, которое движок прошел на новом хладагенте;
  • свойства жидкости;
  • марка и модель авто;
  • качество работы системы в целом.

Следить за этими параметрами не составляет труда. Каждый водитель знает, на что способен его автомобиль. Поэтому если вы заметили ухудшение показателей, то необходимо сменить всю охлаждающую жидкость. Как правило, Тосола хватает на 20 тысяч километров пробега, а антифриза на 10 тысяч.

Взаимодействие с металлами

Тосол значительно уменьшит срок эксплуатации радиатора. Дело в том, что в составе отсутствуют активные вещества, которые защищают алюминий. Также образование конденсата не имеет полезных свойств, наоборот, вредит.

Антифриз содержит активные присадки, которые защищают металл от коррозии, чем обеспечивают более длительный срок эксплуатации системы в целом.

Стабильность состава и свойств

Силикатные вещества, которые входят в основу Тосола, со временем могут принимать гелеобразную форму. Это свойство имеет неприятные последствия, так как мешает свободному и быстрому циркулированию жидкости. Если речь идет о фосфатах, то при большом количестве циклов нагревания и охлаждения образуется осадок. Гелеобразное состояние и отложения забивают радиатор, что мешает нормальной работе системы охлаждения автомобильного двигателя.

Вещества, которые используются в антифризах, не имеют таких негативных качеств.

Срок эксплуатации помпы

Главной причиной поломки помпы служит кавитация. Этот процесс является основным врагом любого металла, по которому с большой скоростью движется жидкость. Пузырьки газа, образующиеся в хладагенте, схлопываются и ударной волной бьют по поверхности лопастей помпы. Чем приводят к неисправностям и значительно уменьшают срок ее эксплуатации.

Не изобретена еще охлаждающая жидкость, которая могла бы химическим образом сохранить лопасти от повреждений. Но антифриз, имеющий направленную защиту, способен уменьшить вредное влияние и увеличить срок эксплуатации водяного насоса более чем на 50%.

Радиатор

Мы уже знаем, что в состав Тосола входят различные силикаты, которые со временем могут принимать гелеобразную форму, чем затрудняют перемещение хладагента на достаточной скорости. Фосфаты при большом количестве циклов нагрева-охлаждения образуют опасный для алюминиевых деталей осадок. Все это пагубно влияет на систему охлаждения, так как в результате засоряется термостат или отложения оседают в радиаторе. Если такое случится, то система охлаждения не сможет эффективно остужать двигатель, в результате чего возникнет перегрев, а в худшем случае — потребность в дорогостоящем ремонте.

Пластиковые элементы

В системе охлаждения автомобилей помимо металлических элементов активно применяются изделия из пластика, резины, эластомера. Проведенные исследования показали, что как Тосол, так и антифриз абсолютно безвредны и не вступают в реакцию с пластиком или резиной.

Высокие температуры

Высокие температуры негативно влияют на силовую установку. Для того чтобы двигатель работал в оптимальном диапазоне температур, необходима система охлаждения. Однако Тосол теряет почти всю полезность при температуре мотора свыше 105°C. Антифриз же способен охлаждать двигатель до 135°C.

Влияние на экологию

Антифриз из-за большого срока эксплуатации подлежит редкой замене. Что пропорционально сказывается на количестве жидкости, которая идет на утилизацию. Еще одним плюсом относительно Тосола является меньший объем вредных веществ, загрязняющих окружающую среду.

Заключение

Если выбирать между Тосолом и антифризом, можно сказать, что для оптимальной и долговечной работы охлаждающей системы автомобиля, лучше использовать современные хладагенты, т. е. антифризы. Летом они хорошо остужают двигатель, менее агрессивны к патрубкам, имеют большое количество присадок, которые помогут сберечь агрегат от коррозии. Кроме этого, их надо реже менять. Если подвести черту над тем, что лучше использовать, то зеленый антифриз G11 идентичен Тосолу, красный хладагент G12 немного качественней, а G13 — это технологическая революция, вопрос остается только в цене. Антифризы в несколько раз дороже Тосола, но, делая выбор, не стоит экономить на охлаждающих жидкостях для автомобиля, ведь ремонт окажется дороже.

Видео «Правда об антифризах и Тосолах»

Что лучше заливать в радиатор Тосол или антифриз, а также можно ли эти жидкости смешивать, вы узнаете на видео, снятом каналом Накаченные колеса.

Охлаждающая жидкость – как обеспечить комфортный температурный режим двигателю?

На полках в автомагазине предлагается радуга из различных бутылок: десятки маркировок, брендов и допусков.

Как узнать, что именно нужно вашему автомобилю: антифриз или тосол, красный или зеленый, «Mobil» или «Полярник»?

Если в инструкции к вашему автомобилю указана четкая спецификация: например, Ford WSS-M97B51-A1, он же BASF Glysantin G05, он же Mazda 0000-77-507E-02, тогда проблем нет. Ищите заветную баночку (канистру) с аналогичным допуском, и не заморачиваетесь с цветом, вопросом «что залито, что залить?», и снятием пробы на вкус: сладкий или нет.

Почему в качестве примера использована брендовая (от производителя автомобиля) охлаждающая жидкость, или продукт известного химического концерна? Потому что на упаковке имеется главная характеристика для покупателя: допуск автопроизводителя для конкретного автомобиля (как в инструкции по техническому обслуживанию). Это значит, что данный тосол или антифриз можно залить в радиатор, и он как минимум, будет хорошо охлаждать, как максимум – не нанесет вреда вашему автомобилю.

Читайте также:  Электроподжиг газовой плиты что это такое, устройство, как отремонтировать

Чем отличается тосол от антифриза, и почему надо придерживаться заводской спецификации?

Давайте разберемся, что такое охлаждающая жидкость, и для чего она нужна.

Поскольку двигатель внутреннего сгорания при работе выделяет много тепла, его необходимо отводить в атмосферу. При небольших мощностях (мопед, малолитражная легковушка, газонокосилка), достаточно нарезать ребра радиатора на головке блока цилиндров, и обеспечить хороший обдув. Когда интенсивность нагрузки возрастает, прямого воздушного потока уже не хватает. Необходимо отводить тепло с помощью теплоносителя (например, воды), который в свою очередь охлаждается тем же воздухом, но уже в отдельном радиаторе.

Именно так работает система охлаждения современного автомобиля. Вокруг цилиндров расположены так называемые рубашки охлаждения. Водяная помпа обеспечивает циркуляцию (постоянное обновление) жидкости через радиатор, который интенсивно обдувается воздухом от набегающего потока и вентилятора.

Какая жидкость наиболее эффективно охлаждает мотор? Этот вопрос обычно трансформируется в: «что лучше тосол или антифриз?». На вторую часть вопроса ответим позже. Главный секрет системы охлаждения – лучшим теплоносителем является обыкновенная вода. Точнее не просто вода из речки, или из-под крана, а дистиллированная. Многие помнят кадры из старых советских фильмов: закипел мотор старенького ГАЗ-51, водитель с ведром бежит к ближайшей речке, и проблема решена.

Для чугунных блоков цилиндров и толстостенных радиаторов это приемлемо, за исключением эксплуатации в зимний период. Вода при минусовой температуре просто замерзнет, и «порвет» радиатор, а то и ГБЦ. Помните таблички «вода слита» на радиаторе?

На современных моторах обычную воду использовать нельзя. Почему?

  • Соли и кальций, растворенные в воде, оставляют «шубу» на стенках рубашек охлаждения. Этот слой нарушает теплообмен;
  • Замерзание воды в зимнее время. Сложно представить автовладельца, который на парковке у офиса сливает воду на асфальт, а затем перед поездкой домой, заливает ее обратно. Да и устройство системы охлаждения в современных авто более сложное, просто выкрутить пробку недостаточно;
  • Внутреннее кипение (так называемая кавитация). Мелкие пузырьки воздуха постепенно разрушают металл, особенно страдает крыльчатка помпы.

Кроме того, охлаждающая жидкость (которая на 50% все же состоит из дистиллята) имеет в своем составе множество присадок. Чем они отличаются и для чего нужны?

Химический состав антифриза (тосола)

Вода – это все-таки растворитель для концентрата. Основу любой охлаждающей жидкости составляют химические элементы.

  • Обычная минеральная соль снижает температуру замерзания. Однако это катализатор коррозии, поэтому в моторах практически не применяется;
  • Этиленгликоль, или двухатомный спирт. Отлично противодействует замерзанию, но способствует коррозии. Причем именно при разбавлении водой, проявляются агрессивные качества: алюминиевые части покрываются раковинами, и в конце концов радиатор течет. В худшем случае – корродирует алюминиевый ГБЦ. Кроме того, этиленгликоль – далеко не самый дешевый продукт;
  • Глицерин. Отлично противостоит замерзанию, и достаточно дешев в производстве, но есть и серьезная проблема: водно-глицериновые растворы вязкие, поэтому циркуляция жидкости через соты радиатора невозможна. Смесь разбавляют метанолом – одноатомным ядовитым спиртом, но этот компонент нестойкий: при 90 ℃ он выкипает, при попадании в моторный отсек может воспламениться. Кроме того, он агрессивен по отношению к алюминию.Водно-глицериновые тосолы (антифризы) распространены среди российских производителей. Стоимость экстремально низкая, на упаковке, как правило, отсутствует спецификация автопроизводителей;
  • Ингибиторы. Это минеральные либо органические добавки, защищающие металл от коррозии. Составляют от 3% до 10% от массы охлаждающей жидкости, и по сути определяют ее совместимость с типами моторов. Та самая спецификация автопроизводителя.

Органика или неорганика, в чем разница?

Минеральные ингибиторы просто покрывают металлические стенки системы тонким слоем защитной пленки. Она может быть неравномерной, и коррозия все же проявляется, правда – точечная.

Работает такая «химия» эффективно, агрессивное воздействие антифриза практически сводится на нет. Однако пленка плохо проводит тепло, в результате оно не отводится жидкостью из зоны нагрева. Со временем теплообмен становится все хуже, и мотор перегревается, а это чревато повышенным износом деталей, более раннему сроку замены масел, повышением расхода топлива.

Химический состав таких ингибиторов: нитраты, бораты, силикаты, фосфаты, аминокислоты.

Органические ингибиторы созданы на основе солей карбоновых кислот. Карбоксилаты не «прилипают» к металлу, поэтому препятствий для теплообмена нет. Молекулы этих веществ блокируют лишь точечные очаги коррозии. Они воздействуют как бы адресно, оставляя большую часть площади свободной от пленки.

Ингибиторы созданы на основе карбонатов – органических кислот, нейтральных к металлам. Стоимость существенно выше, чем у «минералки».

Гибридные присадки имеют в своем составе карбоксилаты (их обычно больше), и минеральные добавки. Используя правильную комбинацию, производители охлаждающей жидкости компенсируют недостатки различных типов присадок, не уменьшая положительный эффект.

И, наконец, ответ на главный вопрос: в чем разница между тосолом или антифризои? На самом деле, название не несет в себе информации о составе или совместимости с разными типами двигателя. Рассуждения о том, что тосол заливают в карбюраторные моторы, а инжектор работает исключительно на антифризах, беспочвенны.

История возникновения названий ОЖ:

Как мы отметили раннее, изначально для охлаждения моторов применялась обычная вода из ближайшего пруда. Затем появились более технологичные ДВС, соответственно возникла потребность в качественной охлаждающей жидкости. Зарубежные производители объединили все варианты ОЖ под определением «antifreeze». То есть, незамерзайка.

Одновременно советское правительство дало указание ученым разработать аналогичный препарат для отечественных авто (дабы не покупать дорогую жижу за рубежом). Один из химических НИИ оперативно разработал (или просто скопировал) технологию. Зарубежная и отечественная жидкости были абсолютно идентичны по свойствам и составу. Отечественную разработку отдела ««Технология органического синтеза» назвали аббревиатурой этого подразделения; «ТОС». Добавили суффикс, использующийся в названиях спиртов (этанОЛ, метанОЛ), получился ТОСОЛ. Это название стало таким же нарицательным, как «ксерокс». Несмотря на то, что из года в год состав отечественной незамерзайки и зарубежных ОЖ менялся, общие названия закрепились.

Читайте также:  Что делать, если стучат суппорта автомобиля основные причины, диагностика и ремонт

Простейшие составы на основе глицерина или этиленгликоля с минеральными добавками, принято называть тосолами. Хотя за рубежом есть antifreeze с такими же компонентами. На упаковках можно встретить оба названия, принципиальной разницы нет.

Как определить, подходит охлаждающая жидкость для вашего автомобиля, или нет?

Серьезные производители сертифицируют свои технические жидкости на автозаводах. По такому же принципу, как и моторные масла, поэтому вы всегда можете сверить соответствие по каталогам. Например, таблица совместимости для тосолов (антифризов) BASF:

Именно тут и кроется подвох. Универсальных спецификаций «для всех Фордов» или для любого дизельного «VW» не существует. Каждый автомобиль рассчитан на определенный тип тосола, и смешивать их категорически не рекомендуется. При соприкосновении силикатных и карбоксилатных присадок образуются плотные сгустки. Они закупоривают соты радиатора, нарушая циркуляцию воды.

Некоторые сплавы внутри мотора или радиатора, могут активно корродировать именно под воздействием определенной минеральной добавки, поэтому единственный правильный ответ ищите в инструкции к вашему авто.

Спецификации G11, G12, G12+ и пр. для Фольксвагена не могут применяться в подборе антифриза для КИА. Некоторые автовладельцы просто покупают жидкость того же цвета, как в расширительном бачке. Цвет не имеет отношения к составу ОЖ. Это краситель – маркировка.

Как узнать, какой тип тосола был залит, если цвет невозможно определить на глаз? Ответ однозначный: ищите информацию от производителя авто и покупайте «правильную» жидкость. Бренд не имеет значения. Главное – спецификация для вашего автомобиля. При замене промойте систему охлаждения дистиллированной водой.

Какой антифриз лучше заливать в Хендай Солярис: какую охлаждающую жидкость льют с завода

Рано или поздно, но любая эксплуатационная жидкость если не вытекает, то изнашивается и теряет свои свойства. Пускай у Хендай Солярис и не самый современный и мощный двигатель, но и у охлаждающей жидкости 1,4 и 1,6-литровых моторов есть свой ресурс. Какой антифриз нужно заливать в Солярис и какой льют с завода и почему, разберёмся прямо сейчас.

Какой антифриз в охлаждающей системе Соляриса залит с завода?

В Солярис отечественной сборки заливают именно этот антифриз

Если полистать мануал, то конкретного ответа по маркам охлаждающей жидкости он не даст. Там напишут, что объём системы охлаждения обоих моторов 5,3 л , а лить нужно смесь этиленгликолевых концентрированных антифризов и дистиллированной воды в пропорции один к одному.

Тем не менее на автомобилях разных лет выпуска, а тем более, собранных в Корее и в РФ, антифриз залит разный.

  • С конвейера в Корее Солярис заправляют охлаждающей жидкостью Hyundai Long Life Coolant с корейской спецификацией MS-591-08.

На зарубежные Солярисы льют такой антифриз, с забавными иероглифами на упаковке

Тыльная сторона, видно артикул.

Обе эти жидкости выпускаются в РФ, поэтому и цена на них устраивает производителя. Оригинальная жидкость Хендай также есть в продаже, но стоит значительно дороже.

Завод крайне не рекомендует использовать антифризы других, а тем более, менее качественных марок и в этом он совершенно прав. Вот почему.

Какие антифризы нельзя лить

Все современные охлаждающие жидкости делятся на несколько категорий по составу. Вкратце — антифриз не только не замерзает на морозе, но и несёт ряд важных функций:

  • он смазывает помпу;
  • не вызывает коррозию двигателя;
  • не закипает при температурах 130-140 градусов;
  • промывает систему охлаждения;
  • не образует пены.

Эти свойства жидкость получает благодаря основному компоненту и, конечно, присадкам. Так вот, по типу основного компонента антифризы могут быть:

  1. Древние антифризы на основе нитрита натрия, тринатрийфосфата и других нитритов . Их окрашивают в синий цвет, в таких жидкостях нет дополнительных ингибиторов коррозии, которые могут противостоять разрушению алюминия при высокой температуре. Самая известная горе-жидкость из этой компании — советский Тосол. Лить такие допотопные антифризы в современный мотор — подписать смертный приговор блоку цилиндров, радиаторам и головке блока. Особенно пагубно влияют такие антифризы на дизелях.

Обычный Тосол не рекомендуется использовать на Хендай Солярис.

По современной классификации (от компании WAG) две последние категории антифризов делят на пять групп — G11, G12, G12+, G12++, G13.

Такой антифриз завод-изготовитель не рекомендует заливать в Солярис.

Первая категория, нитритная, имеет маркировку TL и её ни в коем случае нельзя заливать в Хендай Солярис.

Рекомендуемые заводом к использованию антифризы

Цвет родного антифриза с завода зелёный. Такой же антифриз в упаковке, который рекомендует завод-изготовитель.

Любой антифриз, который мы встречаем в магазине, имеет определённый цвет. Его цвет — не определяющий фактор, это просто краситель, благодаря которому мы можем отличать один класс жидкости от другого.

Рекомендуемые заводом антифризы, относятся к классу G12, G12+ и G12++.

Как правило, они имеют красный цвет, но жидкости класса G12++ могут быть окрашены в розовый или фиолетовый оттенок. При этом бренд особого значения не имеет.

Можно ли смешивать антифризы разных производителей?

Смешивать не заводской и заводской антифриз не рекомендуется!

Крайне нежелательно смешивать антифризы разных классов, хотя существуют исключения. Для долива в небольших количествах применяют дистиллированную воду и только воду, если нет именно того антифриза, который залит в систему.

Если же необходимо полностью заменить весь антифриз, придётся промывать всю систему дистиллированной водой. Менять жидкость стоит тогда, когда она потеряла свой цвет.

Видео об эксплуатации Хендай Солярис на родном антифризе с пробегом 160 000 км

Ссылка на основную публикацию
Что делать, если сварочная маска хамелеон не затемняется
Маска хамелеон как выбрать, светофильтры, регулировки и для чего они Сварочные маски типа хамелеон названы так потому, что световой фильтр...
Что делать если вздулся аккумулятор телефона
Почему аккумулятор телефона вздулся Вздутый аккумулятор на телефоне — это деформация корпуса батареи из-за её износа и старения. Изменение размеров...
Что делать если водителя укачивает за рулем
Ребенка 11 мес, с недавних пор начало укачивать в машине С недавних пор один из детей стал, по истечении недолгого...
Что делать, если срабатывает датчик удара сигнализации Starline Способы решения проблемы
Датчик удара Старлайн А91 как отключить с брелка, настройка, регулировка Старлайн А91 — одна из самых популярных автосигнализаций в России....
Adblock detector