Частота настройки пианино почему важно делать это вовремя

Устройство пианино

Из многочисленных разновидностей фортепиано, существовавших с момента возникновения этого вида струнного клавишного ударного инструмента (начало XVIII века), до наших дней дошло только две: рояль и пианино. Об устройстве рояля мы говорили в предыдущей заметке, настало время понять устройство пианино.

Рояль и пианино

Рояль можно считать прямым продолжением развития молоточкового фортепиано. В нем сохранились многие отличительные признаки характерные его предшественникам: крыловидный корпус и горизонтальное расположение струн, конструктивные особенности механики и др.

Пианино же было почти изобретено заново – на рубеже XVIII-XIX веков филадельфийским мастером Джоном Айзеком Хокинсом (Hawkins). Правда, пианино имело богатую предысторию в виде различных форм вертикальных клавиров, начиная от так называемого клавицитериума (клавесин с вертикально расположенными струнами и корпусом, XVI в.) и заканчивая разнообразными формами фортепиано конца XVIII века (т.н. «пирамидальные», «жирафовые» фортепиано и т. п.)

Главное конструктивное отличие пианино заключается в вертикальном расположении струн, деки и механики. И, как следствие, – малые габариты и компактность, удобство вписать инструмент в интерьер, относительно дешевое производство и, соответственно, умеренная стоимость. Одним словом, само название инструмента говорит за себя: «пианино» с итальянского pianino – как уменьшительная форма от piano[forte]. Лайт версия фортепиано.

Устройство пианино будем рассматривать по шести главным составляющим: Клавишный механизм, Резонансная дека, Стальные струны, Чугунная рама, Деревянный корпус и Педали.

Клавишный механизм

Клавишный механизм пианино состоит из собственно клавиш (как правило, их 88, хотя может быть и 85), молоточков, демпферов и системы передаточных рычагов – так называемой фортепианной механики. Как и в рояле механика пианино занимает ключевое значение в устройстве инструмента, делая из него форте-пиано, т.е. инструмент способный передавать различные динамические оттенки, плавно переходить от forte к piano и обратно.

При этом конструкция механики по своей сложности (обилию деталей, частей и различных используемых материалов) может лишь немногим уступать рояльной. Так, к примеру, в нажатии клавиши пианино принимает участие коло 70 деталей, при этом в общей сложности в механике пианино можно насчитать до 6000 частей.

Современная механика пианино была разработана лондонским мастером Робертом Уорнумом (Wornum), получившим патент в 1842 году, этот год можно считать моментом рождения современного пианино.

Все особенности механики пианино, как и следовало того ожидать, связаны с вертикальным ее расположением. При этом, так же как и в рояле, в ней присутствуют все основные элементы первого молоточкового фортепиано работы легендарного итальянского мастера Бартоломео Кристофори, создателя знаменитого Gravecembalo col piano e forte.

Особенностью механики пианино помимо всего прочего стало использование специальных оттягивающих ленточек (бентиков), обеспечивающих с одной стороны связь фигуры и шпиллера, с другой – правильную репетицию молотка; а также устройство системы демпферов.

Ниже приводится подробное описание работы механики пианино.

При нажатии на клавишу ее задняя часть поднимает фигуру молоточкового механизма (1) вверх вместе с подвижно закрепленным на ней шпиллером (2). Шпиллер передает движение еще выше – на шультер (3), в результате чего молоточек (4) начинает движение в сторону струн.

Непосредственно перед самым моментом удара молоточка по струнам передача силы удара с клавиши через фигуру и шпиллер на шультер прерывается. Это происходит благодаря короткому плечу шпиллера (5), заставляющему шпиллер (2) отклониться и выйти из-под шультера (3), в то время как клавиша, на которую мы нажали, продолжает движение вниз.

Ударив по струнам, молоточек отскакивает назад и где-то после трети обратного пути он подхватывается фенгером (7) за контрфенгер (6) расположенный на шультере. Этому движению назад способствует предварительно натянутая пружина шультера (8). Бентик (9) соединяет шлейф бентика (10) с контрфенгером (6).

Репетиционные возможности механики пианино отличаются от таковых в рояльной механике, помимо всего прочего тем, что клавишу пианино нужно полностью отпустить, прежде чем можно будет осуществить следующий удар. Именно поэтому пианисты предпочитают играть на рояле, механика которого оснащена механизмом двойной репетиции. Правда, в наше время был создан ряд новых конструкций, в которых почти все пружины механики пианино заменяются магнитами. В результате чего удалось получить выразительное туше и хорошую репетицию, существенно приблизив тем самым игру на пианино к роялю, у некоторых производителей такая механика пианино прямо называется рояльной.

Демпфирующий механизм располагается под молоточками перед струнами. Пружина демпфергальтера (11) обеспечивает достаточное давление прижима, чтобы заглушить звучание струн. На верхнем конце демпфергальтера располагается демпферная колодочка (12). Сила удара по клавише передается через фигуру (1) и демпферную ложку (13) на нижний конец демпфергальтера, в результате чего демпферная колодочка отходит назад, позволяя струнам резонировать.

Описанная система демпферов, так называемая нижнедемпферная, была изобретена уже в первой половине XIX века. Сегодня она используется во всех механиках пианино. Ранняя форма системы демпферов, которая правда применялась вплоть до 20-х годов XX века, имела название верхнедемпферная. В этой системе демпферная колодочка располагалась над молоточком в верхней точке струнного хора, и как следствие система отличалась весьма посредственным глушением, что особенно заметно при игре стаккато.

Читайте также:  История Икаруса - — LiveJournal

Вот видео, на котором наглядно показано, как работает механика пианино:

Резонансная дека

Резонансная дека обеспечивает силу и богатство звучания пианино. Представляет она собой деревянный щит, который располагается под струнами инструмента, внутри его корпуса, приклеенный к футору. Дека пианино изготавливается из ели (бывают, правда, исключения). Необходимый размер деки получается за счет склеивания дощечек ели в прямоугольный щит, толщина которого около 1 см.

Для того, чтобы обеспечить сопротивляемость натяжению струн (в пианино оно достигает 16 тонн), а также для распределения энергии колебаний по всей площади резонансной деки, последней придают куполообразность с обращением в сторону струн, за счет приклеивания специальных ребер жесткости «рипок», которые застругиваются по приклеиваемым поверхностям дугообразно, чтобы придать деке необходимую форму, и сужаются к концам, чтобы придать ей эластичность.

Еще к деке приклеивается «штег» – подставка для струн, посредством которой колебание от последних передается уже самой деке. Особенность басового штега пианино, как и малых роялей, заключается в наличии так называемого мостика штега, за счет которого удается значительно выше перенести точку соприкосновения штега с декой от края последней (невыгодного в плане резонанса места). Сам штег может быть изготовлен как из массивной древесины, так и из многослойной.

Стальные струны

Источником звука в пианино являются стальные струны. Совокупность струн каждого отдельного тона принято называть «струнным хором», при этом в пианино вверх по диапазону, как правило от нот e-es (в малогабаритных может быть от gis) хор состоит из трех струн, в нижнем регистре – по две, а самые низкие ноты имеют в хоре всего лишь по одной струне. Современная стальная проволока обладает очень высоким качеством по всем параметрам: прочность, чистота поверхности, упругость и однородность.

Чтобы не делать струны для низких звуков чрезмерно длинными, используют так называемые витые струны – на тонкую основную струну (керн) навивают мягкую медную проволоку. В результате чего достигается толщина необходимая для получения низких звуков, при этом сохраняется необходимая эластичность струн.

В общей сложности струнная одежда пианино будет насчитывать около 2.5 кг стальной и 3 кг медной проволоки.

Струны, проходя через штег, одним концом закрепляются на настроечном колке (вирбеле), другим – на рамном штифте. Рабочий участок струны ограничиваются с одной стороны струнным порожком (клангштабиком) с прижимным каподастром или аграфом, с другой – штегом.

С середины XIX века, для более рационального использования пространства внутри инструмента, а также для равномерного распределения натяжения по поверхности рамы, струны стали протягивать крест-накрест друг над другом. В рояле это нововведение стало применяться с середины XIX века, в пианино же перекрестная система стала использоваться только спустя многие десятилетия позже, поскольку ее применение на первых порах серьезно ухудшало акустические свойства инструмента.

Чугунная рама

Чугунная рама – одна из важных составных частей пианино. Ее основная функция заключается в том, чтобы принимать на себя суммарное натяжения струн инструмента, которое в пианино может превышать 16 тонн.

Первоначально эту роль своеобразного остова инструмента выполнял футор, но постепенно рама все больше и больше стала принимать на себя силу натяжения струн. Первое время чугунная рама была упорной, без верхней обвязки, доходила только до вирбельбанка. С 1930 года появились конструкции так называемых «панцирных» рам для пианино, позволяющих вовсе отказаться от футора, за счет чего удалось существенно уменьшить глубину инструмента.

Вес чугунной рамы пианино может достигать 80 кг.

Деревянный корпус

Деревянный корпус пианино вмещает в себя все перечисленные до этого компоненты. Состоит он из футора с приклеенными к нему сторонками и цокольным полом, и всех съемных деталей.

Футор представляет собой стабильную деревянную основу инструмента, включает в себя балки и шпрейцы футора (массивные распорки), постель деки (кромка футора для приклеивания деки). Служит местом крепления деки и чугунной рамы. Как правило, футор пианино изготавливается из сосны, постель деки из бука или граба.

Помимо прочих важных компонентов пианино, расположенных в его корпусе, здесь же к футору приклеивается и так называемая колковая доска (вирбельбанк), с просверленными в нем отверстиями и вбитыми в них настроечными колками (вирбелями), поворачиванием которых производят настройку инструмента. Современный вирбельбанк склеен минимум из трех или пяти слоев твердой древесины.

Поскольку фортепиано является в некотором смысле и предметом интерьера, наружная отделка корпуса пианино, его оформление часто несут на себе элементы дизайна и воплощение смелых художественных замыслов. Такой подход существовал всегда, хотя с середины XIX века и особенно в XX веке инструменты стали приобретать более скромную и строгую внешность. На сегодняшний день некоторые фирмы могут изготовить корпус инструмента по эскизам самого покупателя.

Педали

Педали пианино представляют собой устройства рычажного типа, управление которыми осуществляется ногами. Первым, кто был упомянут в связи с изобретением педалей фортепиано, был Адам Бейер из Лондона, который в 1781 году получил патент на педаль «форте» (правая педаль).

Читайте также:  Проверка разрежения во впускной системе двигателя - Автодиагностика

Современное пианино в большинстве своем имеет две или три педали.

Правая педаль отодвигает весь комплект демпферов от струн, так что после отпускания нажатых клавиш соответствующие струны продолжают звучать, при этом все остальные неприглушённые струны начинают резонировать, что делает звучание более полным. Поэтому правую педаль не совсем верно еще называют педалью «форте».

Левая педаль сдвигает молоточки к струнам примерно на одну треть или половину их хода, сокращая между ними расстояние. Таким образом уменьшается сила удара молоточков по струнам и облегчается игра пианиссимо. В отличие от рояля, использование левой педали на пианино не влияет на тембр.

Средняя педаль может иметь разные функции. В большинстве случаев она управляет модератором, но также это может быть и педаль «состенуто», хотя подобная функция в пианино встречается достаточно редко.

Модератор представляет собой полоску мягкого войлока, вдвигаемого между молотками и струнами, за счет чего происходит существенное глушение звука, которое может пригодиться, например, во время упражнений. Педаль «состенуто» служит для фиксации в приподнятом состоянии той части демпферов, которая уже была приподнята к моменту нажатия педали.

В некоторых пианино с верхнедемпферной системой можно было с помощью педали сдвигать в сторону всю механику (кроме демпферов), в результате чего молоточки ударяли не по всем струнам хора, как это происходит в современном рояле.

Раньше нередко в пианино использовался так называемый клавесинный эффект, также управляемый педалью. При нажатии педали короткие полоски фильца с укрепленными на их концах латунными скобками помещались между струнами и молоточками.

Схема устройства пианино

1. Механика
2. Резонансная дека
3. Стальные струны
4. Чугунная рама
5. Боковая стенка
6. Шпрейцы футора
7. Педали
8. Штег дискантовый
9. Штег басовый с мостиком
10. Рамные штифты
11. Рипки
12. Клангштабик с прижимным каподастром
13. Вирбельбанк (на рисунке находится за панцирной рамой)
14. Ролик или опорная колодка
15. Клавиатурный клап
16. Консоль
17. Крышка
18. Клавиатура
19. Вирбели

Настройка подержанного пианино

За последнее время возросший интерес к музыке привел к большому количеству желающих научиться играть на каком-либо музыкальном инструменте, а чаще всего – на пианино. К сожалению, не все могут себе позволить купить новый инструмент (и наша семья – не исключение). Подержанные пианино пользуются повышенным спросом.

Выбрать не новый инструмент – оказалось задачей не из легких. Часто за привлекательным внешним видом скрывались дефекты механики, трещины деки, ржавые струны. Пересмотрев множество подержанных пианино, мы, наконец, выбрали подходящий инструмент. Однако была необходима настройка пианино. И перед нами встал вопрос: как найти настройщика пианино?

Определиться нам помог Интернет. Мы знали, что у настоящего фортепианного мастера опыт работы должен быть не менее 15 лет. Поэтому, созваниваясь, в первую очередь, мы выясняли опытность настройщика. Наш настройщик пианино оказался музыкально образованной личностью, профессиональным музыкантом, который прекрасно разбирался в тонкостях игры на пианино и сам замечательно умел играть на этом инструменте.

Настройка пианино — сложный процесс согласования между собой всех звуков хроматического звукоряда. Чтобы проверить правильность темперирования, мастер использовал квартоквинтовую систему координации. Используя свои знания и слуховой опыт, настройщик пианино умело выстраивал темперацию сначала в пределах звуков первой октавы. А затем «тиражировал» выстроенную систему в нижний и верхний регистры. Настройка пианино длилась около 4 часов. В результате строй был подтянут до общепринятого стандарта – 440 герц. Кроме настройки пианино мастер выполнил мелкий ремонт инструмента: заменил несколько колков и отрегулировал ход педалей и клавиш.

Настройщик отметил, что у нас правильно выбрано место для пианино, что немаловажно для наилучшего сохранения всех механических и акустических характеристик инструмента. Для поддержания необходимой напряженности струн и стандартной высоты для всех звуков он посоветовал настраивать пианино 2 раза в год.

Также нам пригодились советы настройщика пианино:

  • При перемещении пианино необходимо не допускать резких ударов и толчков.
  • Не следует устанавливать инструмент у наружных стен, в сырых углах и между окнами помещения. От отопительных радиаторов пианино устанавливают на расстоянии не менее 2-х метров.
  • Необходимо не допускать резких колебаний влажности и воздуха. Оптимальная температура воздуха в помещении, в котором содержится инструмент, должна быть в пределах 18-20 * С с 50%-й влажностью.
  • Не следует помещать внутрь пианино емкость с водой. Воздействие влаги может стать губительным для инструмента. У пианино начнут ржаветь различные металлические детали, а также отклеиваться подставки и кромки деки. Воздух в сухой и жаркой комнате можно искусственно увлажнять с помощью аквариума, цветов или устраивать увлажняющую завесу у отопительных радиаторов.
  • Чтобы избежать появления в пианино моли, следует антимоль или нафталин подвешивать в мешочках на болты, которые крепят механику или же ставить коробочки в места, не связанные с работой механики, струн и деки. Категорически запрещается осыпать сукно и клавиатуру средствами от моли.
  • Звуковая отдача будет лучше, если инструмент установить на расстоянии 10 см от стены, а не вплотную.
  • Недопустимо ставить на пианино горшки и вазы с цветами, посуду.
  • Играть на пианино следует всегда сухими и чистыми руками.
Читайте также:  Как энергетики работают в ситуации всеобщей изоляции ~ Континент Сибирь Online

После настройки у пианино появилось надлежащее качество звучания. В руках опытного настройщика инструмент приобрел стройность, чистоту звучания и небывалую певучесть. Мы не пожалели, что доверили свой инструмент настоящему мастеру своего дела.

Как часто нужно настраивать пианино

Во многих домах есть пианино. Дети и их родители любят играть на этом инструменте красивые и задушевные сочинения известных музыкальных композиторов, ведь оно может полностью и очень красочно воспроизводить самые разные по сложности музыкальные произведения. Это могут быть простые детские песни, этюды, красивые симфонии и мелодичные прелюдии.

Специфическое возбуждение всех струн, а также подвижность механической части создаёт клавишным инструментам невероятную динамику и яркость насыщения разнообразными красками звучание, которое не может издавать другой музыкальный инструмент. Пианино является быстро реагирующим и чутким клавишным инструментом, который очень быстро может воспроизводить нужные композиции.

Пианино – это один из типов фортепиано. Характеристика которого следующая:

  • ​струнный и клавишно-молоточковый музыкальный инструмент;
  • ​звуковой диапазон составляет 88 звуков который практически полностью охватывает весь звуковой состав, используемый в музыкальных произведениях.

В один прекрасный вечер вы заметили, что пианино перестало звучать, так как оно звучало раньше? Начали проскакивать фальшивые звуки, как то расплылся строй? Что же случилось? Это вовсе не трагедия, а просто пришло время настраивать ваш инструмент.

Что же такое настройка фортепиано и как она проводится?

Это главный процесс согласования всех звуков из хроматического звукоряда с интервальной темперацией в семействе клавишных и струнных музыкальных инструментов. Настройщик-профессионал сможет на слух настроить темперацию, опираясь исключительно на один из хоров, который был настроен в камертон 440 Гц.

С недавнего времени существуют программное обеспечение и электронное оборудование, позволяющее вычислять точные частоты, например — фортепианный тюнер. Но в кругах профессиональных музыкальных мастеров ведутся постоянные дискуссии о целесообразности использования тюнера при настройке пианино и роялей.

Противники считают, что настройка с помощью тюнера не желательна, так как тюнер не охватывает нужный диапазон частот и уступает профессиональному человеческому слуху. Натренированный слух мастера слышит все уровни интервальных частот, а тюнер не может дать нужный результат.

Сторонники уверены, что чистая настройка без тюнера не возможна. Многие считают, что современные приборы позволяют охватить весь диапазон фортепиано. Только нужно уметь правильно пользоваться тюнером и тогда инструмент даст правильное темперированное звучание любому роялю и пианино.

Резонанс является уникальным для каждого инструмента. Как утверждают настоящие профессионалы, хорошая настройка выполняется только на слух.

Как часто следует настраивать пианино?

Многие люди, у которых есть пианино, задают вопрос: «А как же часто требуется производить его настройку?»

Если ваш музыкальный инструмент имеет крепкий и хороший строй, и вы не слышите от него фальшивых нот, то можно производить настройку раз в год, и этого будет достаточно. А если Вы используете пианино для частой игры музыкальных произведений, например, ваш ребенок занимается в музыкальной школе и практически днями напролет играет, то осуществлять настройку следует производить по мере необходимости.

Настройку недавно купленного Вами нового или только что отреставрированного пианино следует производить более часто в течение первых двух лет. Это связано с тем, что чугунная рама инструмента находится под большим давлением струн — их общее натяжение достигает от 16 до 20 тонн. Регулировка клавишно-механической части инструмента должна производится также регулярно.

Существует общее правило по обеспечению сохранности работоспособности пианино на концертных площадках, в музыкальных школах и частных домах. Это использование регуляторов и увлажнителей для нормальной влажности в помещении, где находится ваш музыкальный инструмент. Этот несложный способ поможет поддерживать нормальное состояние Вашего инструмента в течение долгого срока службы.

Настройка пианино для детей – это очень важный момент! Ведь у ваших детей только начинает развиваться музыкальный слух. Необходимо, чтобы они учились играть на хорошо настроенном музыкальном инструменте. Уважаемые родители, если вы считаете, что настройка домашнего пианино, на котором занимается ваш ребёнок, не обязательна, то вы глубоко ошибаетесь!

О чем следует помнить?

Квалифицированный настройщик пианино – это специалист, который должен отлично владеть своим мастерством. Сама настройка вашего музыкального инструмента состоит из целой системы операций.

Иногда приходится совершать перевозку пианино, например, в связи с переездом в другой дом или квартиру. После транспортировки инструмента необходимо его подстроить и подрегулировать.

Производите настройку своего музыкального инструмента своевременно, поскольку расстроенное пианино — то же самое, что больное горло у вокалиста, о котором необходимо постоянно заботиться и беречь.

И, самое главное, нужно любить свой музыкальный инструмент, прислушиваться к каждой его ноте. Если вдруг он начнёт подавать «больные» ноты, то сразу же обратитесь к хорошему настройщику пианино.

Если будете беречь пианино, следить за сохранностью и своевременно настраивать его, то оно подарит Вам мелодичные звуки, которые будут радовать Вас долгое время.

Ссылка на основную публикацию
Цепи противоскольжения — лучше резиновые или стальные
Цепи противоскольжения на колеса функции и разновидности В определенных дорожных условиях собственного потенциала автомобиля бывает недостаточно. Заснеженный отрезок пути, крутой...
Холостой ход трансформатора что это за режим, схема замещения, меры снижения тока
Холостой ход трансформатора опыты и методы снижения тока ХХ Одно из наиболее используемых электротехнических устройств – трансформатор. Данное оборудование используется...
Хонда CBR 1100 XX Backbird технические характеристики байка, отзывы владельцев
Honda Blackbird CBR1100XX технические характеристики, отзывы Одной из предпосылок выхода в свет Honda CBR 1100 XX Blackbird стало появление модели...
Цепи противоскольжения для велосипеда — правильное использование, плюсы и минусы
Цепи для колес авто какие лучше, видео, как одевать на колеса Зимние условия всегда создают дополнительные трудности водителям. Снегопады, гололед...
Adblock detector